Выполнив в данном окне требуемые настройки, следует щелкнуть на кнопке OK, чтобы они вступили в силу.
Сетка представляет собой набор горизонтальных и вертикальных пересекающихся штриховых или пунктирных линий, следующих друг за другом через определенный интервал или, другими словами, повторяющихся с заданной частотой. Внешний вид сетки можно выбрать с помощью положения переключателя: Show grid as lines (Показать сетку в виде линий) или Show grid as dots (Показать сетку в виде точек).
Рис. 7.4. Переключатель, отвечающий за внешний вид сетки
Режим настройки параметров можно выбрать с помощью положения соответствующего переключателя: Frequency (Частота) или Spacing (Интервал).
Рис. 7.5. Переключатель, предоставляющий возможность выбрать режим настройки параметров сетки
Если переключатель установлен в положение Frequency (Частота), то становятся доступными параметры, расположенные в области Frequency (Частота).
Рис. 7.6. Параметры настройки частоты линий сетки
Частоту отображения линий сетки можно задать как по горизонтали, так и по вертикали.
Если переключатель установлен в положение Spacing (Интервал), то доступными становятся параметры, расположенные в области Spacing (Интервал).
Рис. 7.7. Параметры настройки интервала между линиями
Можно указывать интервал между линиями сетки как по горизонтали, так и по вертикали. Значение задают в миллиметрах.
Частота, мм-1 | Интервал, мм |
1 |
1 |
0.5 |
2 |
0.2 |
5 |
0.1 |
10 |
Таблица 7.1. Соотношение между частотой повторения линий и величиной интервала между линиями сетки
Таким образом, соотношение между частотой повторения линий и интервалом между ними можно выразить в виде соотношения:
Настроив требуемые параметры, необходимо активизировать привязку к линиям сетки. Для этого необходимо выполнить команду меню ViewSnap To Grid (ПоказатьПривязка к сетке).
Выполнение этого действия приведет к установке в меню соответствующего флажка.
Чтобы отключить привязку к линиям сетки объектов и узлов, следует повторить данную команду. При этом соответствующий флажок будет снят.
Включать и отключать привязку к линиям сетки можно также щелчком на кнопке Snap To Grid (Привязка к сетке) (), расположенной на панели свойств.
Рис. 7.8. Расположение кнопки Snap To Grid (Привязка к сетке) на панели свойств
ПРИМЕЧАНИЕ.
Данные параметры отображаются на панели свойств после выбора инструмента Pick (Выбор)() и щелчка на свободной от графических объектов части рабочей области.
Практическое задание 69. "ГлавПродукт"
-
Откройте диалоговое окно настройки параметров сетки (ViewGrid and Ruler Setup (ПоказатьУстановка сетки и линейки)).
-
Установите переключатель в положение Spacing (Интервал).
-
Задайте интервалы по горизонтали и по вертикали равными 5,0 мм.
-
Щелкните на кнопке OK.
-
Включите отображение сетки.
-
Активизируйте привязку к линиям сетки.
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ().
-
Постройте фигуру:
Рис. 7.9. Заготовка,построенная с помощью инструмента Bezier (Кривая Безье)
-
Установите 30%-ный черный цвет заливки.
-
Постройте вторую фигуру:
Рис. 7.10. Объект, состоящий из двух фигур
-
Установите для второй фигуры цвет заливки, равный 60%-ном черному.
-
В итоге должно получиться следующее изображение логотипа компании "ГлавПродукт".
Рис. 7.11. Готовый логотип
Практическое задание 70. Кубик
-
Откройте диалоговое окно настройки параметров сетки (ViewGrid and Ruler Setup (ПоказатьУстановка сетки и линейки)).
-
Установите переключатель в положение Spacing (Интервал).
-
Задайте интервалы по горизонтали и по вертикали — 10,0 мм.
-
Включите отображение сетки.
-
Активизируйте привязку к линиям сетки.
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ().
-
Постройте фигуру:
Рис. 7.12. Начальная фигура
-
Установите 100%-ный черный цвет заливки.
-
Постройте вторую фигуру:
Рис. 7.13. Две грани кубика
-
Установите для второй фигуры 10%-ный черный цвет заливки.
-
Постройте третью фигуру:
Рис. 7.14. Кубик в сетке
-
Установите для третьей фигуры цвет заливки, равный 80%-ному черному.
-
В итоге получится изображение кубика:
Рис. 7.15. Кубик
Практическое задание 71. "Адреса"
Построим логотип, основанный на первой букве названия компании — "А".
Направляющие
Направляющие (Guidelines) представляют собой линии, которые могут быть размещены в любом месте рабочей области страницы. Существует три типа направляющих: горизонтальные, вертикальные и наклонные. C направляющими можно работать, как с объектами, то есть их можно добавлять, выделять, перемещать, вращать, копировать, блокировать и удалять. Однако в отличие от объектов направляющие, как и сетка, представляют собой средства контроля построений. Удобство использования направляющих заключается в том, что они могут быть не только горизонтальными и/или вертикальными линиями, но еще и наклонными; кроме того, их может быть требуемое количество. Активизация привязки к направляющим приводит к тому, что при перемещении объектов или узлов они "прилипают" к направляющим или точкам пересечения направляющих.
Для создания направляющих удобно пользоваться линейками, которые располагаются сверху и слева от рабочей области.
Рис. 7.18. Горизонтальная и вертикальная линейки
ПРИМЕЧАНИЕ.
Если линейки отсутствуют, выполните комнаду меню ViewRulers (ПоказатьЛинейки).
Чтобы создать горизонтальную направляющую, необходимо выполнить такие действия.
-
Активизировать инструмент Pick (Выбор) ().
-
Навести указатель мыши на горизонтальную линейку, расположенную в верхней части рабочей области.
Рис. 7.19. Внешний вид указателя мыши и его расположение на горизонтальной линейке
-
Нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить мышь вниз, "вытягивая" горизонтальную направляющую.
Чтобы создать вертикальную направляющую, выполните следующее.
-
Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
-
Наведите указатель мыши на вертикальную линейку.
Рис. 7.20. Внешний вид указателя мыши и его расположение на вертикальной линейке
-
Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите мышь вправо, "вытягивая" вертикальную направляющую.
Направляющие представляют собой пунктирные линии, с которыми можно производить следующие действия:
-
выбирать
-
перемещать
-
вращать;
-
изменять цвет;
-
удалять;
-
блокировать.
СОВЕТ.
Все вышеперечисленные действия с направляющими следует выполнять при активном инструменте Pick (Выбор).
Чтобы выбрать направляющую, наведите на нее указатель мыши и щелкните. При этом она изменит цвет на красный. Рассмотрим параметры, которые отображаются на панели свойств при выделенной направляющей.
Рис. 7.21. Панель свойств при выделенной направляющей
-
Поля Object(s) Position (Положение объектов) предназначены для задания координат расположения направляющих. Поскольку направляющие представляют собой бесконечные линии, не имеющие ни начала, ни конца, то для расположения горизонтальных направляющих используется только координата y, для вертикальных — x.
-
Поле Angle of Rotation (Угол поворота) задает угол поворота направляющей.
-
Поля Center of Rotation Position (Положение центра вращения) позволяют задать координаты x и y центра вращения направляющей.
-
Кнопка Lock (Блокировка) "замораживает" направляющую. В результате с ней ничего нельзя сделать до тех пор, пока она не будет разблокирована.
-
Кнопка Snap to Guidelines (Привязка к направляющим) активизирует режим привязки объектов и узлов к линиям или точками пересечения линий направляющих.
-
Кнопка Preset Guidelines (Заготовка направляющих) открывает окно Options (Параметры), в котором можно выбрать и установить наборы направляющих тех или иных шаблонов документов.
-
Кнопка Guideline Options (Параметры направляющих) также открывает раздел настройки направляющих окна Options (Параметры).
Операции, связанные с перемещением, вращением и изменением положения центра вращения, можно производить как свободным движением мыши, так и точно, путем ввода значений.
Чтобы изменить положение направляющей с помощью мыши, необходимо выполнить следующие действия.
-
Выбрать инструмент Pick (Выбор) ().
-
Навести указатель мыши на требуемую направляющую, нажать основную кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить направляющую.
-
Отпустив кнопку мыши, закончить перемещение.
Если до перемещения направляющая не была выбрана, то указатель мыши будет иметь вид . Указатель должен быть расположен острием к направляющей, которую требуется переместить.
Если направляющая до перемещения была выделена, то указатель имеет вид — для горизонтальных направляющих, — для вертикальных, — для наклоненных направляющих.
Чтобы точно изменить положение направляющей, необходимо выполнить следующее.
-
Выбрать требуемую направляющую.
-
На панели свойств в поле Object(s) Position (Положение объектов) ввести требуемое значение координаты направляющей.
-
Закончить ввод нажатием на клавиатуре клавиши Enter.
Чтобы повернуть направляющую с помощью мыши, действуйте следующим образом.
-
Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выберите требуемую направляющую.
-
Повторно щелкните на выбранной направляющей. На направляющей должны появиться маркеры вращения в виде изогнутых стрелок.
-
Наведите указатель мыши на один из двух маркеров вращения. Когда он примет вид , нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, поверните направляющую.
-
Закончите вращение, отпустив кнопку мыши.
Чтобы точно повернуть направляющую, выполните следующие действия.
-
Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выберите требуемую направляющую.
-
На панели свойств в поле Angle of Rotation (Угол поворота) введите требуемое значение угла поворота направляющей.
-
Закончите ввод нажатием на клавиатуре клавиши Enter.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Положительное значение угла поворота указывает на вращение направляющей против часовой стрелки, отрицательное значение — по часовой стрелке.
Вращение направляющей происходит вокруг центра вращения (), положение которого можно изменить как свободным движением мыши, так и точно, указав значение координат x и y.
Чтобы переместить центр вращения направляющей с помощью мыши, действуйте следующим образом.
-
Выберите инструмент Pick (Выбор) ()).
-
Выберите требуемую направляющую.
-
Повторно щелкните на выбранной направляющей. В центре направляющей появится маркер центра вращения ().
-
Расположите указатель мыши на маркере центра вращения и, когда он примет вид , нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить маркер центра вращения.
-
Закончите перемещение, отпустив кнопку мыши.
Чтобы точно переместить центр вращения направляющей, выполните следующее.
-
Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выберите требуемую направляющую.
-
На панели свойств в поля Center of Rotation Position (Положение центра вращения) введите новые значения координат x и y.
-
Закончите ввод нажатием на клавиатуре клавиши Enter.
Чтобы активизировать привязку объектов и узлов к направляющим, необходимо выполнить команду меню ViewSnap to Guidelines (ПоказатьПривязка к направляющим). При этом в меню установится соответствующий флажок.
Чтобы отключить привязку объектов и узлов к направляющим, необходимо повторно выполнить команду ViewSnap to Guidelines (ПоказатьПривязка к направляющим), сняв соответствующий флажок.
Включение/отключение привязки к направляющим можно производить также щелчком на кнопке Snap to Guidelines (Привязка к направляющим) (), расположенной на панели свойств (см. рис. 7.21, 7.22).
Рис. 7.22. Расположение кнопки Snap to Guidelines (Привязка к направляющим) на панели свойств при отсутствии выбранных объектов
Чтобы удалить направляющую, необходимо выполнить такие действия.
-
Выбрать инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выбрать требуемую направляющую.
-
Нажать на клавиатуре клавишу Delete.
Чтобы изменить цвет направляющей, выполните следующее.
-
Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выберите требуемую направляющую.
-
Щелкните правой кнопкой мыши на требуемом цвете на цветовой палитре.
ПРИМЕЧАНИЕ.
В общем случае цвет направляющей изменяют таким же образом, как и цвет контура линии объекта.
Действия, связанные с созданием, перемещением и удалением направляющих, можно также прoизводить в соответствующем разделе окна Options (Параметры).
Чтобы открыть окно Options (Параметры), выполните такие действия.
В левой части окна Options (Параметры) отображаются подразделы раздела Guidelines (Направляющие): Horizontal (Горизонтальные), Vertical (Вертикальные) и Guides (Наклонные).
Параметры горизонтальных и вертикальных направляющих идентичны (см. рис. 7.23). Доступны такие команды:
-
Add (Добавить);
-
Move (Переместить);
-
Delete (Удалить);
-
Clear (Очистить).
Чтобы добавить направляющую, выполните следующее.
-
Введите в текстовое поле значение координаты направляющей.
-
Щелкните на кнопке Add (Добавить).
Чтобы переместить существующую направляющую, выполните следующее.
-
Выберите направляющую в списке.
-
Введите в текстовое поле новое значение координаты направляющей.
-
Щелкните на кнопке Move (Двигать).
Чтобы удалить существующую направляющую, необходимо действовать следующим образом.
-
Выбрать направляющую в списке.
-
Щелкнуть на кнопке Delete (Удалить).
Чтобы удалить все направляющие выбранного раздела, необходимо щелкнуть на кнопке Clear (Очистить).
Для расположения наклонной направляющей можно задать координаты x и y двух точек или x и y одной точки и угол наклона.
Способ создания наклонной направляющей выбирают из списка Specify (Спецификация).
Рис. 7.24. Окно настройки параметров наклонных направляющих
Практическое задание 72. Addic
-
Включите привязку к направляющим.
-
Создайте четыре горизонтальных направляющих с такими координатами: y1 = 180,0 мм, y2 = 185,0 мм, y3 = 200,0 мм и y4 = 210,0 мм.
Рис. 7.25. Направляющие
-
Создайте две наклонные направляющие, используя координаты x и y одной точки и угол наклона: x5 = 90,0 мм, y5 = 210,0 мм, угол5 = 135°; x6 = 90,0 мм, y6 = 210,0 мм, угол6 = 45°.
Рис. 7.26. Наклонные направляющие
-
Создайте вертикальную направляющую в любой части рабочей области.
-
Задайте вертикальной направляющей угол наклона 45° и переместите ее таким образом, чтобы онa заняла положение:
Рис. 7.27. Результат перемещения направляющей
Учтите, что режим привязки к направляющим включает и привязку направляющих друг к другу.
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ().
-
Постройте фигуру:
Рис. 7.28. Заготовка для логотипа
-
Введите название компании Addic и приведите изображение к виду, представленному на рисунке:
Рис. 7.29. Готовый логотип
Практическое задание 73. "Сезам"
-
Включите привязку к направляющим.
-
Создайте девять наклонных направляющих, используя координаты x и y одной точки и угол наклона:
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ().
-
Постройте фигуру:
Рис. 7.31. Заготовка для логотипа
-
Приведите изображение к итоговому виду:
Рис. 7.32. Логотип компании «Сезам»
Практическое задание 74. "Сильвер"
Построим логотип, основанный на первой букве названия компании — "С".
-
Включите привязку к направляющим.
-
Создайте две наклонные направляющие, используя координаты x и y одной точки и угол наклона:
-
x1 = 80,0 мм, y1 = 140,0 мм, угол1 = 75°;
-
x2 = 80,0 мм, y2 = 140,0 мм, угол2 = 105°.
-
Создайте три горизонтальные направляющие с координатами: y3 = 100,0 мм, y4 = 110,0 мм, y5 = 130,0 мм.
Рис. 7.33. Направляющие
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ()
-
Постройте фигуру:
Рис. 7.34. Построенная фигура
-
Установите 50%-ный черный цвет заливки.
-
Постройте вторую фигуру:
Рис. 7.35. Заготовка для логотипа
-
Выберите инструмент Shape (Форма) ().
-
Выделите все узлы второй фигуры и нажмите кнопку Convert Line To Curve (Преобразовать линию в кривую) — .
-
Переместите маркеры направляющих данных узлов сегментов:
Рис. 7.36. Преобразование объекта
-
Установите для второй фигуры 50%-ный черный цвет заливки.
-
В итоге изображение примет вид:
Рис. 7.37. Логотип компании "Сильвер"
Привязка к объектам
Сетка и направляющие — не единственный способ контроля за точностью построения сложных графических изображений. Можно установить привязку перемещаемого или создаваемого объекта (который в данном случае называется объектом-источником) к различным точкам других объектов (которые называются объектами-целями).
Для удобства работы точки привязки подсвечиваются при наведении нa них указателя мыши. Выбрать точки привязки можно в разделе настройки параметров привязки окна Options (Параметры).
Рис. 7.38. Окно настройки привязки к объектам
Чтобы вызвать данное окно, необходимо выполнить команду меню ToolsOptions (ИнструментыПараметры).
ПРИМЕЧАНИЕ.
Параметры привязки к объектам находятся в данном окне в разделе Workspace (Рабочее пространство).
Режимы привязки определяют точки привязки объектов, которые могут использоваться. Рассмотрим эти режимы.
-
Node (Узел) — устанавливает привязку к узлам объектов.
-
Intersection (Пересечение) — к точкам пересечения контуров объектов.
-
Midpoint (Средняя точка) — к средней точке линейного сегмента.
-
Quadrant (Квадрант) — к точкам, расположенным на окружностях, эллипсах или дугах. Положение этих точек определяется углами 0, 90, 180 и 270° секторов данных фигур.
-
Tangent (Тангенс) — к точкам на внешней стороне дуги, окружности или эллипса, которые соприкасаются с объектом, но не пересекают его.
-
Perpendicular (Перпендикуляр) — к точкам на внешнем крае сегмента, где линия будет перпендикулярна к объекту.
-
Edge (Край) — к точке касания края объекта.
-
Center (Центр) — к центру объекта.
-
Text Baseline (Базовая линия текста) — к базовой линии строчного или абзацного текста.
Можно устанавливать любые комбинации режимов привязки или отключать некоторые из них, чтобы ускорить работу приложения. Существует возможность выбора порога чувствительности точек привязки к положению указателя мыши.
Рис. 7.39. Список порога привязки
Порог привязки определяется минимальным расстоянием (радиусом активации) между указателем мыши и точкой привязки. Из списка можно выбрать одно из следующих значений:
-
Low (Низкий) — радиус активации точки привязки составляет четыре экранных пиксела;
-
Medium (Средний) — восемь экранных пикселов;
-
High (Высокий) — шестнадцать экранных пикселов.
Таким образом, когда указатель мыши располагается внутри радиуса порога чувствительности, точка привязки подсвечивается и рядом с ней всплывает подсказка с названием точки привязки.
Рис. 7.40. Пример активации точки привязки и отображение ее названия при прохождении рядом с ней указателя мыши
Включение режима активации точки привязки и отображения ее названия задают установкой флажков Show Snap location marks (Показать точки объектной привязки) и Screen Tip (Подсказка).
Рис. 7.41. Флажки Show Snap location marks (Показать точки объектной привязки) и Screen Tip (Подсказка)
Чтобы активизировать привязку к объектам, необходимо выполнить команду меню ViewSnap to Objects (ПоказатьПривязка к объектам). При этом будет установлен соответствующий флажок.
Чтобы отключить привязку к объектам, необходимо повторно выполнить эту команду. При этом соответствующий флажок будет снят.
Включать/отключать привязку к объектам можно также щелчком на кнопке Snap to Objects (Привязка к объектам) (), расположенной на панели свойств при отсутствии выделенных объектов.
Рис. 7.42. Расположение кнопки Snap to Objects (Привязка к объектам) на панели свойств
При привязке одного объекта к другому принято использовать следующие термины:
-
"исходный объект" — объект, который выбирают первым;
-
"целевой объект" — объект, к которому привязывается исходный.
Чтобы произвести привязку исходного объекта к целевому, необходимо выполнить следующие действия.
-
Выбрать инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выделить исходный объект.
-
Навести указатель мыши на требуемую точку привязки исходного объекта.
-
Нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, за точку привязки переместить исходный объект к целевому.
-
Когда указатель мыши разместится на требуемой точке привязки целевого объекта, отпустить кнопку мыши.
Практическое задание 75. Молния
-
Постройте прямоугольник размером 30x60 мм и расположите его в координатах x = 100 мм, y = 100 мм.
-
Постройте еще один прямоугольник размером 30x5 мм и расположите его в координатах x = 100 мм, y = 100 мм.
-
Активизируйте привязку к объектам.
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ().
-
Постройте фигуру "молния", используя привязку узлов к средним точкам.
Рис. 7.43. Молния
-
Установите для фигуры "молния" цвет заливки, равный 80%-ному черному.
-
Удалите два первоначально построенных прямоугольника, чтобы получилось итоговое изображение:
Рис. 7.44. Итоговое изображение
Практическое задание 76. Silver Star
-
Постройте пятиугольник размером 30x35mm.
-
Преобразуйте его в звезду.
-
Сдвиньте верхнюю вершину звезды вправо.
Рис. 7.45. Результат смещения вершины звезды
-
Активизируйте привязку к объектам.
-
Постройте прямоугольник с диагональю от крайней левой вершины звезды до крайней правой.
Рис. 7.46. Построение прямоугольника
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ().
-
Постройте первую фигуру, используя привязку узлов к пересечениям. Установите для нее цвет заливки, равный 80%-ному черному.
Рис. 7.47. Результат заливки первой фигуры
-
Постройте вторую фигуру, также используя привязку узлов к пересечениям, и установите для нее 80%-ный черный цвет заливки.
Рис. 7.48. Результат заливки второй фигуры
-
Удалите исходные фигуры — звезду и прямоугольник.
-
С помощью строчного текста создайте надписи "Silver" и "Star". Расположите их таким образом, чтобы получилось итоговое изображение.
Рис. 7.49. Готовый логотип
Практическое задание 77. "Комплексснаб"
-
Постройте шестиугольник и расположите его в координатах x = 100 мм, y = 100 мм.
-
Поверните его на угол 15°.
-
Задайте для шестиугольника размер 25x25mm.
-
Включите привязку к объектам.
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ().
-
Постройте фигуру, используя привязку узлов к центру. Установите для нее 20%-ный черный цвет залики.
Рис. 7.50. Фигура, построенная с использованием привязки к центру
-
Постройте вторую фигуру, используя привязку узлов к центру. Установите для нее 20%-ный черный цвет заливки.
Рис. 7.51. Результат построения и заливки второй фигуры
-
Постройте круг размером 13x13 мм и расположите его в координатах x = 100 мм, y = 100 мм. Установите для него белый цвет заливки.
-
Преобразуйте круг в сектор.
-
Выберите инструмент Shape (Форма) ().
-
Используя привязку к краям, приведите сектор к виду, представленному на рисунке:
Рис. 7.52. Преобразованный объект
-
Создайте копию сектора и, выбрав инструмент Shape (Форма) (), преобразуйте ее так, как показано на рисунке:
Рис. 7.53. Результат создания и преобразования копии сектора
-
Создайте еще одну копию сектора. Установите для нее 20%-ный черный цвет заливки. Выбрав инстрмент Shape (Форма) (), преобразуйте объект так, как показано на рисунке. Введите текст "Комплексснаб", разместите и отформатируйте его так, чтобы получилось итоговое изображение.
Рис. 7.54. Готовый логотип
Динамические направляющие
Динамические направляющие — это элементы, которые появились в 12 версии программы. Следует отметить пользу динамических направляющих при проведении построений и рисовании. Динамические направляющие можно представить как сочетание обычных направляющих и точек привязки.
Динамические направляющие можно "вытягивать" из таких точек привязки, как центр, узел, квадрант и базовая линия текста. Динамические направляющие используются для размещения исходных объектов относительно самих себя, других объектов, а также при рисовании. Существует возможность размещения объекта в точке пересечения динамических направляющих.
Чтобы активизировать динамические направляющие и привязку к ним, необходимо выполнить команду меню ViewDynamic Guides (ПоказатьДинамические направляющие). Это приведет к установке соответствующего флажка.
Чтобы отключить динамические направляющие и привязку к ним, необходимо повторно выполнить данную команду, тем самым сняв флажок.
Включать/отключать привязку к объектам можно также щелчком на кнопке Dynamic Guides (Динамические направляющие) (), расположенной на панели свойств при отсутствии выделенных объектов.
Рис. 7.55. Расположение кнопки Dynamic Guides (Динамические направляющие) на панели свойств при отсутствии выделенных объектов
Чтобы переместить объект, используя динамические направляющие, выполните следующие действия.
-
Объект можно перемещать, "ухватив" за одну из его точек привязки (узел, центр, квадрант или базовую линию текста). В этом случае подведите указатель мыши к требуемой точке привязки. Выбор точки привязки сопровождается ее подсвечиванием и появлением подсказки — названия точки привязки.
Рис. 7.56. Пример выбора точки привязки и отображение ее названия при наведении на нее указателя мыши
-
Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите объект в требуемом направлении. Начало движения объекта будет сопровождаться появлением синей направляющей линии, к которой объект будет привязываться на протяжении всего перемещения.
Рис. 7.57. Динамическая направляющая с указанием угла ее наклона
-
Отпустите кнопку мыши, чтобы закончить перемещение.
Движение объекта при включенных динамических направляющих сопровождается перемещением не самого объекта, а его копии синего цвета (см. рис. 7.57). Как только вы отпустите кнопку мыши, копия исчезнет и на ее место переместится исходный объект, который до этого момента был неподвижен.
При перетаскивании объекта рядом с динамической направляющей отображается угол ее наклона и расстояние, пройденное объектом от последней точки привязки, которая использовалась для создания динамической направляющей (см. рис. 7.57). Отображение расстояния способствует точному расположению объекта.
Появление динамических направляющих задают настройкой соответствующих параметров.
Чтобы открыть окно настройки параметров динамических направляющих, выполните комнаду меню ViewDynamic Guides Setup (ПоказатьНастройка динамических направляющих). В результате на экране появится соответствующий раздел окна Options (Параметры.
Рис. 7.58. Раздел настройки динамических направляющих окна Options (Параметры)
Выполнив требуемые настройки, щелкните на кнопке OK, чтобы изменения вступили в силу.
Чтобы включить отображение динамических направляющих вдоль одного или нескольких заранее установленных направлений, необходимо установить в списке флажки соответствующих углов. Выбранные направления для динамических направляющих отображаются в поле Guides Preview (Предварительный просмотр направляющих).
Существующий список углов направляющих можно дополнить новыми значениями, для чего необходимо выполнить следующие действия.
-
В поле degrees (градусы) введите значение угла.
-
Щелкните на кнопке Add (Добавить).
Если необходимость отображения динамических направляющих вдоль того или иного угла исчезла, можно удалить соответствующие настройки. Для этого выполните такие действия.
-
Выберите ненужный угол в списке в области Guides (Направляющие).
-
Щелкните на кнопке Delete (Удалить).
Появление подсказки со значением угла динамической направляющей можно отключить/включить соответственно снятием/установкой флажка Angle Screen Tip (Подсказка об угле).
Появление подсказки со значением расстояния между указателем мыши и последней точкой активации динамической направляющей можно отключить/включить соответственно снятием/установкой флажка Distance Screen Tip (Подсказка о расстоянии).
Размер всплывающей подсказки можно задать в поле Tick Spacing (Размер подсказки).
Установка определенных углов в окне настройки параметров динамических направляющих приводит к тому, что при изменении направления движения объекта будет подсвечиваться и активизироваться та динамическая направляющая, угол наклона которой ближе всего к направлению движения объекта. Правильная настройка углов динамических направляющих позволяет добиться упрощения действий при построении.
Кроме динамических направляющих с заданным углом, можно также отобразить динамические направляющие, которые являются продолжениями линейных сегментов.
Рис. 7.59. Пример динамической направляющей, которая является продолжением линейного сегмента
Чтобы включить отображение динамических направляющих вдоль линейного сегмента, необходимо установить флажок Extend Along Segment (Вытянуть вдоль сегмента).
Динамические направляющие, вытянутые из точек привязки (центра, узла, квадранта или базовой линии текста), используют для размещения исходных объектов относительно самих себя, других объектов, а также при рисовании. Кроме того, существует возможность размещения объекта в точке пересечения динамических направляющих.
Рис. 7.60. Пример использования пересечения динамических направляющих
При динамической привязке применяют те же термины, как при привязке одного объекта к другому, — "исходный" и "целевой" объекты.
Чтобы переместить объект, используя пересечения динамических направляющих, необходимо выполнить такие действия.
-
Выделите объект. Объект можно перемещать, ухватив мышью одну из его точек привязки (узел, центр, квадрант или базовую линию текста). Для этого подведите указатель мыши к требуемой точке привязки. Выбор точки привязки сопровождается ее подсвечиванием и появлением подсказки с названием (рис. 7.61, а).
-
Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите исходный объект на требуемую точку привязки первого целевого объекта.
-
Выбор точки привязки сопровождается подсвечиванием и появлением подсказки с названием (рис. 7.61, б). Переместите объект в требуемом направлении. Начало движения объекта будет сопровождаться появлением синей направляющей линии, к которой объект будет привязываться на протяжении всего перемещения (рис. 7.61, в).
-
Переместите исходный объект на требуемую точку привязки второго целевого объекта.
-
Выбор точки привязки сопровождается подсвечиванием и появлением подсказки с названием (рис. 7.61, г). Переместите объект в требуемом направлении. Начало движения объекта будет сопровождаться появлением синей направляющей линии, к которой объект будет привязываться на протяжении всего перемещения (рис. 7.61, д).
-
Переместите исходный объект в предполагаемую точку пересечения динамических направляющих и, когда указатель мыши совпадет с точкой пересечения динамических направляющих, появится соответствующая подсказка (рис. 7.61, е).
-
Если вы достигли требуемого пересечения, отпустите кнопку мыши, чтобы закончить перемещение.
Рис. 7.61. Последовательность действий при выравнивании положения центра эллипса относительно точки пересечения динамических направляющих, вытянутых из центров многоугольника и квадрата
Практическое задание 78. Евросоюз
-
Постройте квадрат размером 37x37 мм и расположите его в координатах x = 100 мм, y = 100 мм.
-
Постройте эллипс размером 30x30 мм и расположите его в координатах x = 100 мм, y = 100 мм.
-
Активизируйте динамические направляющие.
-
Откройте окно настройки параметров динамических направляющих (для этого выполните команду меню ViewDynamic Guides Setup (ПоказатьНастройка динамических направляющих)).
-
Задайте угловые настройки для динамических направляющих, при необходимости добавим недостающие: 0, 30, 60, 90, 120 и 150°.
-
Постройте пятиугольник размером 4x4 мм и расположите его в координатах x = 100 мм, y = 100 мм.
-
Выберите инструмент Shape (Форма) () и преобразуйте пятиугольник в звезду.
Рис. 7.62. Пятиугольник, преобразованный в звезду
-
Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выберите звездочку и создайте еще одиннадцать копий. В итоге в центре круга и квадрата будет находиться двенадцать звездочек.
-
Выберите звездочку и, "ухватив" ее центр с помощью мыши, перетащите фигуру вправо, пока не подсветится точка привязки quadrant (квадрант).
Рис. 7.63. Точка привязки quadrant (квадрант)
-
Выделите следующую звездочку и, "ухватив" ее за центр, перетащите вправо-вверх под углом 30°, пока не подсветится точка привязки intersection (пересечение).
Рис. 7.64. Точка привязки intersection (пересечение)
-
Выделите следующую звездочку и, "ухватив" ее за центр, перетащите вправо-вверх под улом 60°, пока не подсветится точка привязки intersection (пересечение).
-
Продолжайте перетаскивать и располагать вдоль окружности остальные звездочки, используя угловые настройки динамических направляющих (0, 30, 60, 90, 120, 150°) и точки привязок intersection (пересечение) и quadrant (квадрант).
Рис. 7.65. Звездочки, расположенные вдоль окружности
-
Удалите эллипс.
-
Установите для звездочек белый цвет заливки.
-
Установите для квадрата 80%-ный черный цвет заливки.
Рис. 7.66. Готовое изображение
Практическое задание 79. "Профнастил"
Построим логотип, основанный на первой букве названия компании — "П"
-
Постройте квадрат размером 5x5 мм.
-
Активизируйте динамические направляющие.
-
Откройте окно настройки параметров динамических направляющих (ViewDynamic Guides Setup (ПоказатьНастройка динамических направляющих)).
-
Задайте угловые настройки для динамических направляющих, при необходимости добавив недостающие: 0 и 90°.
-
Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) ().
-
Наведите указатель мыши на правую верхнюю вершину квадрата.
-
Когда точка привязки node (узел) активизируется, переместите указатель мыши по горизонтали вправо, вдоль динамической направляющей, на расстояние 1 мм.
-
Щелкните кнопкой мыши, чтобы создать узел.
-
Переместите указатель мыши далее вправо, вдоль динамической направляющей, на расстояние 6 мм.
-
Щелкните кнопкой мыши, чтобы создать узел.
-
Переместите указатель мыши по вертикали, вниз, вдоль динамической направляющей, на расстояние 5 мм.
-
Щелкните кнопкой мыши, чтобы создать узел.
-
Переместите указатель мыши по горизонтали, влево, вдоль динамической направляющей, на расстояние 5 мм.
-
Щелкните кнопкой мыши, чтобы создать узел.
-
Переместите указатель мыши по вертикали, вверх, вдоль динамической направляющей, на расстояние 5 мм и замкните полученный квадрат.
Рис. 7.68. Второй квадрат
-
Продолжите построения в соответствии с приведенными на рисунке размерами в миллиметрах. Промежутки между фигурами должны составлять 1 мм.
Рис. 7.69. Размеры прямоугольников
-
Приведите изображение к итоговому виду.
Рис. 7.70. Логотип компании «Профнастил»
Выравнивание и распределение
Программа CorelDRAW позволяет выравнивать и распределять объекты. Выравнивать объекты можно относительно центра или краев отдельных объектов, страницы или произвольно указанной точки. При выравнивании объекты единообразно выстраиваются в соответствии с заданными параметрами: по горизонтали (рис. 7.71) или по вертикали (рис. 7.72).
Рис. 7.71. Примеры выравнивания объектов по горизонтали
Рис. 7.72. Примеры выравнивания объектов по вертикали
При выравнивании объекты выстраиваются относительно краев или центров габаритных рамок.
Рис. 7.73. Выравнивание объектов
Команды выравнивания объектов доступны в подменю ArrangeAlign and Distribute (РасположениеВыровнять и распределить):
-
Align Left (Выровнять по левому краю);
-
Align Right (Выровнять по правому краю);
-
Align Top (Выровнять по верхнему краю);
-
Align Bottom (Выровнять по нижнему краю);
-
Align Centers Horizontally (Выровнять центры по горизонтали);
-
Align Centers Vertically (Выровнять центры по вертикали);
-
Center to Page (Центрировать на странице);
-
Center to Page Horizontally (Центрировать на странице по горизонтали);
-
Center to Page Vertically (Центрировать на странице по вертикали);
-
Align and Distribute (Выровнять и распределить) — открывает одноименное диалоговое окно (рис. 7.74);
-
Align (Выровнять) (см. рис. 7.74);
-
Distribute (Распределить) (рис. 7.75).
Рис. 7.74. Окно Align and Distribute (Выровнять и распределить)
Рис. 7.75. Окно Align and Distribute (Выровнять и распределить), вкладка Distribute (Распределить)
Данное окно можно открыть также после выделения объектов, щелчком на кнопке Align and Distribute (Выровнять и распределить), расположенной на панели свойств ().
Рис. 7.76. Расположение кнопки Align and Distribute (Выровнять и распределить) на панели свойств
Объекты можно распределить в пределах пространства выделения или страницы, по горизонтали и/или вертикали. При распределении объекты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга по горизонтали и/или вертикали в соответствии с указанными сторонами или центрами габаритных рамок объектов.
По горизонтали объекты можно распределить следующим образом.
-
Left (Влево) — расстояния между левыми сторонами габаритных рамок объектов становятся одинаковыми;
Рис. 7.77. Распределение объектов по левым краям
-
Center (Центр) — расстояния между центрами габаритных рамок объектов по горизонтали становятся равными;
Рис. 7.78. Распределение объектов по центрам вдоль горизонтали
-
Spacing (Дистанция) — промежутки между габаритными рамками объектов по горизонтали становятся равными;
Рис. 7.79. Распределение объектов по дистанции
-
Right (Вправо) — расстояния между правыми сторонами габаритных рамок объектов становятся равными.
Рис. 7.80. Распределение объектов по правому краю
По вертикали объекты можно распределить следующим образом:
-
Top (Верх) — расстояния между верхними сторонами габаритных рамок объектов становятся равными;
Рис. 7.81. Распределение объектов по верхнему краю
-
Center (Центр) — расстояния между центрами габаритных рамок объектов вдоль вертикали становятся равными;
Рис. 7.82. Распределение объектов по центру по вертикали
-
Spacing (Дистанция) — распределяет объекты таким образом, что вертикальные промежутки между габаритными рамками объектов становятся равными
Рис. 7.83. Распределение объектов по дистанции
-
Bottom (Низ) — распределяет объекты таким образом, что расстояния между нижними гранями габаритных рамок объектов становятся одинаковыми;
Рис. 7.84. Распределение объектов по нижнему краю
Выделение объектов для выравнивания
При выравнивании объектов относительно выделенных объектов используют понятие целевого объекта. Целевой объект — это объект, который в процессе выравнивания остается неподвижным, а остальные объекты выравниваются относительно его сторон или центра его габаритной рамки. Целевой объект определяется из очередности создания объектов или очередности выделения.
При создании каждый последующий объект располагается иерархически на уровень выше предыдущего. Например, последовательно постройте эллипс, прямоугольник и многоугольник. Уровни иерархического расположения этих объектов распределятся так, как показано на рисунке:
Рис. 7.85. Пример иерархической структуры расположения объектов
Таким образом, эллипс, построенный ранее всех остальных, находится иерархически ниже прямоугольника и полигона. Именно эллипс будет являться целевым объектом при выравнивании объектов в выделенной области. Эллипс останется неподвижным, а прямоугольник и многоугольник будут выровнены относительно его габаритной рамки.
Рис. 7.86. Выравнивание по нижнему краю объектов в области выделения
Чтобы создать область выделения, выберите инструмент Pick (Выбор) () и по диагонали охватите необходимую область пунктирной рамкой, удерживая нажатой кнопку мыши.
Рис. 7.87. Последовательность действий при создании области выделения
Если выделять объекты поочередно, щелчками, удерживая при этом нажатой клавишу Shift, то последний выбранный объект будет использоваться в качестве целевого объекта, который останется неподвижным и относительно сторон или центра габаритной рамки которого будут выровнены остальные объекты.
Для примера выполните выравнивание центров объектов по вертикали (), выбрав в качестве целевого объекта прямоугольник. Выбрав инструмент Pick (Выбор) (), щелкните кнопкой мыши на эллипсе. Затем, удерживая нажатой клавишу Shift, выберите многоугольник и, в последнюю очередь, прямоугольник. Именно прямоугольник будет являться целевым при выравнивании объектов, выделенных поочередным выбором. Он останется неподвижным, а многоугольник и эллипс будут выровнены относительно центра его габаритной рамки.
Рис. 7.88. Выравнивание по вертикали центров объектов, выделенных поочередным выбором
Выравнивание объектов
Чтобы выровнять объект, выполните следующие действия.
-
Выберите инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выделите объекты.
-
Выполните выравнивание объектов, выбрав команду меню ArrangeAlign and DistributeAlign and Distribute (РасположениеВыровнять и распределитьВыровнять и распределить) или щелкнув на кнопке Align and Distribute (Выровнять и распределить) () на панели свойств.
Выбор пункта Align and Distribute (Выровнять и распределить) или щелчок на одноименной кнопке на панели свойств приведет к открытию окна Align and Distribute (Выровнять и распределить). На вкладке Align (Выровнять) данного окна из раскрывающегося списка Align Objects To (Выровнять объекты по) можно задать границы, в пределах которых будет выполнено выравнивание,или произвольную точку на рабочей области.
Рис. 7.89. Список Align Objects To (Выровнять объекты по) на вкладке Align (Выровнять) окна Align and Distribute (Выровнять и распределить)
Объекты можно выровнять следующим образом:
При выравнивании текстовых блоков можно выбрать из списка For Text Source Objects Use (Использовать для текстовых блоков) необходимую привязку.
Рис. 7.91. Список For Text Source Objects Use (Использовать для текстовых блоков) на вкладке Align (Выровнять) окна Align and Distribute (Выровнять и распределить)
В данном списке присутствуют следующие способы привязки:
-
First line baseline (Основание первой строки) — для привязки текстового блока используется основание первой строки;
Рис. 7.92. Пример использования основания первой строки при выравнивании текста по верхней грани объекта
-
Last line baseline (Основание последней строки) — для привязки текстового блока используется основание последней строки;
Рис. 7.93. Пример использования основания последней строки при выравнивании текста по верхней грани объекта
-
Bounding box (Ограничивающая рамка) — для привязки текстового блока используется его габаритная рамка (как при привязке объекта).
Практическое задание 80. "Эфир"
-
Постройте окружность размером 30x30mm.
-
Скопируйте окружность и задайте для копии размер 25x25mm.
-
Создайте еще одну копию окружности и задайте для нее размер 20x20mm.
-
Создайте четвертую копию и задайте для нее размер 15x15mm.
-
Создайте пятую копию и задайте для нее размер 10x10mm.
-
Выделите все пять окружностей и выполните выравнивание:
-
Наберите надпись "ЭФИР", отформатируйте ее и приведите изображение к итоговому виду:
Рис. 7.95. Итоговое изображение
Практическое задание 81. Adidas
-
Постройте треугольник размером 70x35mm.
-
Скопируйте треугольник и задайте для копии размер 50x25mm.
-
Создайте еще одну копию треугольника и задайте для нее размер 45x22,5mm.
-
Создайте четвертую копию и задайте для нее размер 25x12.5 mm.
-
Создайте пятую копию и задайте для нее размер 20x10mm.
-
Выделите все пять треугольников и выполните выравнивание:
-
Приведите изображение к итоговому виду:
Рис. 7.97. Логотип Adidas
Практическое задание 82. "Свой круг"
-
Постройте квадрат размером 50x50mm.
-
С помощью строчного текста создайте надпись "СВОЙ".
-
Установите для надписи следующие параметры форматирования:
-
гарнитура — Arial;
-
кегль — 32 пт.
-
Выделите квадрат и надпись и выполните выравнивание:
-
Align Left (Выровнять по левому краю);
-
Align Top (Выровнять по верхнему краю).
-
Постройте круг размером 40x40mm.
-
Нажмите на клавиатуре клавишу Shift и, не отпуская ее, щелкните на квадрате. В результате выделится два объекта, а выравнивание будет происходить по последней фигуре — прямоугольнику.
-
Выполните выравнивание:
-
Align Bottom (Выровнять по нижнему краю);
-
Align Right (Выровнять по правому краю).
-
С помощью строчного текста создайте надпись "КРУГ".
-
Установите следующие параметры форматирования:
-
гарнитура — Times New Roman;
-
кегль — 18 пт.
-
Нажмите на клавиатуре клавишу Shift и, не отпуская ее, щелкните на круге. В результате выделится два объекта, и выравнивание будет происходить по последней фигуре — кругу.
-
Распределение объектов
Чтобы распределить объекты, необходимо выполнить такие действия.
-
Выбрать инструмент Pick (Выбор) ().
-
Выделить объекты.
-
Выполнить команду меню ArrangeAlign and DistributeAlign and Distribute (РасположениеВыровнять и распределитьВыровнять и распределить) или щелкнуть на кнопке Align and Distribute (Выровнять и распределить) () на панели свойств.
-
В открывшемся окне Align and Distribute (Выровнять и распределить) перейдите на вкладку Distribute (Распределить).
-
Установите флажки требуемых вариантов распределения.
-
Переключатель Distribute to (Распределить по) установить в положение, соответствующее области распределения.
-
Щелкнуть на кнопке Apply (Применить).
Объекты можно распределить либо в пределах области выделения, либо в пределах страницы. При этом крайние объекты остаются неподвижными, а "внутренние" подвергаются распределению.
Рис. 7.99. Пример распределения объектов, при котором промежутки между ними по горизонтали становятся одинаковыми
СОВЕТ.
Таким образом, при распределении объектов следует уделять внимание расположению двух "крайних", в то время как остальные объекты, участвующие в распределении, могут находиться где угодно в области между двумя "крайними"
Практическое задание 83. Браслет
-
Постройте квадрат размером 10x10mm.
-
Создайте еще четыре копии квадрата.
-
Расположите полученные копии, как показано на рисунке:
Рис. 7.100. Расположение копий квадрата
-
Выделите все объекты и установите для ниx такие варианты распределения:
-
по горизонтали — Center (Центр);
-
по вертикали — Center (Центр).
-
Выполните заливку объектов, чтобы получилось итоговое изображение:
Рис. 7.101. Браслет
Практическое задание 84. Audi
-
Постройте круг размером 15x15mm.
-
Создайте три копии круга и расположите их, как на рисунке:
Рис. 7.102. Расположение копий круга
-
Выделите все объекты и назначьте для них следующие типы выравнивания и распределения
-
выравнивание по горизонтали — Align Centers Horizontally (Выровнять центры по горизонтали);
-
распределение по горизонтали — Center (Центр).
Рис. 7.103. Логотип Audi
Практическое задание 85. Лестницы
-
С помощью строчного текста создайте объекты-буквы: "Л", "Е", "С", "Т", "Н", "И", "Ц" и "Ы".
-
Установите следующие параметры форматирования:
-
гарнитура — Arial;
-
кегль — 14 пт.
-
Выделите все объекты-буквы и задайте следующее распреление:
-
Постройте два прямоугольника размером 5x2mm.
-
Расположите их снизу (в начале), и сверху (в конце) надписи "ЛЕСТНИЦЫ".
-
Произведите выравнивание первого прямоугольника и буквы "Л" по нижнему краю.
-
Произведите выравнивание второго прямоугольника и буквы "Ы" по верхнему краю.
Рис. 7.105. Итоговое изображение
Выводы
Таким образом, существующие и строящиеся объекты можно выровнять с помощью следующих вспомогательных объектов:
-
сетка;
-
направляющие;
-
другие объекты;
-
динамические направляющие.
Эти вспомогательные объекты можно использовать как в комплексе, то есть одновременно, так и по отдельности.
|