Различные направления поддержки
Интерфейс программы. Манипулирование объектами
Программа CorelDRAW X3 открывается в стандартном виде окна приложения Windows с печатной страницей в центре.
Основными элементами окна CorelDRAW являются:
| |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Для успешной работы необходим следующий минимальный набор панелей(см. рис. 1.1):
Стандартная панель инструментов располагается непосредственно под строкой главного меню.
Рис. 1.2. Стандартная панель инструментовЭлементы стандартной панели инструментов предназначены для выполнения таких действий:
Данная панель содержит инструменты для создания объектов, изменения их формы, применения специальных эффектов, работы с цветом и т. п.
Рис. 1.3. Развернутый вид панели инструментов: группы инструментовВ правом нижнем углу большинства кнопок инструментов имеется маленький треугольник. Он указывает на то, что данная кнопка отвечает за целую группу инструментов. Чтобы сменить текущий инструмент с помощью мыши, щелкните на такой кнопке и на появившейся панели переместите указатель к нужной позиции.
Перед началом рисования вы можете установить параметры макета страницы, используя панель свойств.Рис. 1.4. Панель свойств
СОВЕТ.Если панель свойств в окне программы CorelDRAW не соответствует тому виду, который представлен на рис.1.4, выберите на панели графики инструмент Pick (Выбор) () и щелкните на свободном месте рабочей области.Размер рабочей области практически бесконечен, а вот формат печатной страницы имеет конечные размеры: ширину и высоту (см. рис. 1.1).Основные параметры печатной страницы.
Выберите из раскрывающегося списка Paper Type/Size (Тип/Формат бумаги) значение А4.
Прямоугольник можно назвать "кирпичиком" неживой природы — всего того, что создано руками человека. Особенно ярко эта геометрическая фигура присутствует в результатах деятельности людей в век промышленного прогресса. Различные виды трансформационных искажений (изменение геометрических размеров, вращение, сдвиг) позволяют получить из прямоугольника такие фигуры, как квадрат, ромб и параллелограмм.Рис. 2.1. Примеры геометрических фигур, полученных из прямоугольника в результате изменения геометрических размеров, вращения и сдвигаСпособность прямоугольника к трансформационным изменениям позволяет получать разнообразные заготовки, с помощью которых в последующем можно собирать более сложные фигуры, как мозаичное полотно.Используя настройки, которые появляются на панели свойств при выборе инструмента Rectangle (Прямоугольник), можно задавать скругление отдельных углов прямоугольника. Благодаря нeзависимости углов друг от друга в результате получаются разнообразные заготовки.Рис. 2.2. Примеры геометрических фигур, полученных из прямоугольника настройкой параметров скругления определенного углаТаким образом, комбинирование трансформационных искажений с параметрами скругления углов прямоугольника предоставляет пользователям возможность создавать геометрические фигуры, в которых не сразу угадывается источник — прямоугольник.Рис. 2.3. Примеры фигур, полученных из прямоугольника в результате трансформационных искажений и задания скругления различным углам
Прямоугольник
Для построения прямоугольника в программе CorelDRAW предназначен специальный инструмент — Rectangle (Прямоугольник) () (рис. 2.4).Рис. 2.4. Расположение инструмента Rectangle (Прямоугольник)Чтобы активизировать инструмент Rectangle (Прямоугольник), выполните следующие действия.
Выбор инструмента Rectangle (Прямоугольник) сопровождается изменением вида указателя мыши на перекрестие с маленьким прямоугольником, а также графическим представлением кнопки инструмента в нажатом состоянии на панели графики (см. рис. 2.4). ВНИМАНИЕ.
Наиболее распространенной ошибкой при активизации инструментов является действие мышью, когда пользователь, выбрав требуемый инструмент указателем мыши, нажимает кнопку мыши и пытается "вытащить" инструмент на рабочую область, не отпуская кнопку.После того как инструмент Rectangle (Прямоугольник) активизирован, им можно многократно пользоваться до тех пор, пока не будет выбран другой.Чтобы воспользоваться данным инструментом, выполните следующие действия.Рис. 2.5. Результат построения геометрической фигуры с помощью инструмента Rectangle (Прямоугольник)ПРИМЕЧАНИЕ.Если при создании прямоугольника удерживать на клавиатуре нажатой клавишу Ctrl, то итоговая фигура будет представлять собой квадрат. Удерживание клавиши Shift при создании прямоугольника позволяет строить его от центральной точки в стороны, а не по диагонали.Рис. 2.6. Итоговое изображениеПостроенная фигура — прямоугольник — представляет собой объект-заготовку. С помощью транформационных искажений, а также задания параметров скругления углов прямоугольника получают требуемую фигуру или элемент составной фигуры (см. рис. 2.1–2.3).Выделение объектовДействия, связанные с трансформационными искажениями и скруглениями углов прямоугольника, лучше всего производить, активизировав инструмент Pick (Выбор) ().
Рис. 2.7. Расположение инструмента Pick (Выбор) в окне программы CorelDRAWИнструмент Pick (Выбор) очень удобно использовать при работе с объектами, поскольку именно он позволяет выбирать построенные объекты или несколько объектов, находящихся в рабочей области окна программы CorelDRAW.Чтобы выделить отдельный объект с помощью инструмента Pick (Выбор), выполните следующие действия.
Если при щелчке рука не дрогнула и вы попали острием стрелки указателя на контур объекта,то в результате вокруг объекта появится невидимая габаритная рамка (selection box), обозначаемая восемью управляющими маркерами (прямоугольники ( ) в углах и на серединах сторон) и центром, отмеченным значком (рис. 2.8, б).Рис. 2.8. Расположение указателя мыши при выделении объекта (а) и пример выделенного объекта (б)СОВЕТ.Чтобы снять выделение с объекта, достаточно щелкнуть кнопкой мыши, когда указатель находится на свободной от объектов части рабочей области.Чтобы воспользоваться инструментом Pick (Выбор) для выделения нескольких объектов (группы), выполните следующие действия.
В результате вокруг группы выделенных объектов появится габаритная рамка.Рис. 2.9. Выделение нескольких объектов (группы)Только после того как объект или группа объектов выбрана, можно производить действия, связанные с трансформационными искажениями.СОВЕТ.Чтобы снять выделение со всей группы объектов, достаточно щелкнуть кнопкой мыши на свободной от объектов части рабочей области.Чтобы снять выделение с объекта, входящего в группу выделенных, необходимо при нажатой клавише Shift подвести к контуру требуемого объекта указатель мыши и щелкнуть.Только после того как объект или группа объектов выбрана, можно производить действия, связанные с трансформационными искажениями.СОВЕТ.Выделенный объект или группу объектов можно удалить, нажав на клавиатуре клавишу Delete.Над всеми объектами или группами объектов в программе CorelDRAW можно производить следующие трансформационные искажения:
Рис. 2.10. Примеры трансформационных искаженийВсе виды трансформационных искажений можно выполнять как свободным движением руки с помощью мыши, так и точно, путем указания числовых значений параметров конкретного искажения.Напомню, что вокруг выделенного объекта появляется невидимая габаритная рамка. Кроме этого, вверху окна программы отображается панель свойств с доступными числовыми значениями искажения данного объекта.
Рис. 2.11. Выделенный объект и панель свойств с доступными числовыми значениями искажения
Рис. 2.12. Панель свойств при выделенном объектеСистема координатПри перемещении объекта (или группы объектов) внутри рабочей области используется система координат, состоящая из двух взаимно перпендикулярных осей — X и Y. Ось X ориентирована горизонтально (слева направо), а ось Y — вертикально (снизу вверх).
Рис. 2.13. Система координат на рабочей областиНачало отсчета системы координат XY совпадает с левым нижним углом печатной страницы.Для указания месторасположения любого объекта на рабочей области применяются две координаты.Первая координата — x — определяет положение объекта по горизонтали относительно левого края печатной страницы, а вторая координата — y — задает положение объекта относительно ее нижнего края. За точку привязки объекта к системе координат XY принимается маркер центра габаритной рамки объекта ().ПеремещениеПеремещать объект можно как свободным движением руки, мышью, так и точно, путем указания числовых значений координат x и y.СОВЕТ.Действия, связанные с перемещением объектов, лучше всего выполнять,активизировав инструмент Pick (Выбор).Чтобы переместить объект (группу объектов) с помощью мыши, необходимо действовать следующим образом.
Как упоминалось, при выделении объекта (группы объектов) вверху окна программы CorelDRAW отображается панель свойств. Два текстовых поля слева отображают координаты x и y объекта (см. рис. 2.11).Чтобы точно переместить объект (группу объектов) путем указания числовых значений координат x и y, необходимо выполнить такие действия.
ПРИМЕЧАНИЕ.При работе с текстовыми полями, определяющими положение объекта (группы) координатами x и y, применимы общие правила работы с текстом.Если вы знакомы с действиями, которые можно выполнять с элементами текста (набор, перемещение, удаление и вставка элементов текста), то вы можете пропустить следующий раздел и перейти к разделу "Изменение размеров (масштабирование)".Правила работы с текстовыми полямиВвод текстаЧисловые значения вводят с клавиатуры в режиме вставки. Это означает, что набираемые цифры добавляются туда, где находится курсор (вертикально мигающая черточка), раздвигая имеющиеся значения.Премещение по текстуДля перемещения по набранному тексту используют клавиши, перечисленные в табл. 2.1.
Кроме клавиатуры, для быстрого перемещения курсора по тексту можно использовать мышь.При этом достаточно щелкнуть на том месте в тексте, куда следует перевести курсор.ПРИМЕЧАНИЕ.Для перемещения по тексту с помощью мыши указатель должен иметь вид черточки (I).Удаление элементов текста (символов)Для удаления отдельных символов используют клавиши, представленные в табл. 2.2.
Вставка символов (элементов текста)Практическое задание 3. Такси
Практическое задание 4. Точное расположение прямоугольникаПостройте небольшой прямоугольник и расположите его, задав координаты: x = 110 мм, y = 150 мм. Прямоугольник должен расположиться примерно в центре страницы.Изменение размеров (масштабирование)Геометрические размеры объекта можно изменять как свободным движением руки с помощью мыши, так и точно, путем указания числовых значений ширины и высоты.ПРИМЕЧАНИЕ.Действия, связанные с изменением геометрических размеров объектов, лучше всего производить, выбрав инструмент Pick (Выбор).Управляющие маркеры габаритной рамки в виде прямоугольников (), располагающихся в углах и на серединах сторон (см. рис. 2.7), используются для изменения геометрических размеров выделенных объектов.Чтобы с помощью мыши изменить геометрические размеры объекта (группы объектов), необходимо выполнить такие действия.
Расположение указателя мыши на том или ином маркере габаритной рамки приводит к тому, что указатель принимает вид горизонтальной, вертикальной или диагональной двунаправленой стрелки.
Рис. 2.16. Примеры вида указателя мыши при трансформированииСтрелки указателя мыши указывают разрешенные направления трансформирования объекта.Чтобы точно изменить геометрические размеры объекта (группы объектов) путем задания числовых значений, следует выполнить такие действия.
ПРИМЕЧАНИЕ.При работе с текстовыми полями, определяющими размер объекта (ширину и высоту), применимы общие правила работы с текстом.Возможна ситуация, когда при изменении ширины объекта автоматически изменяется и его высота, или наоборот. При этом любое изменение одного параметра влечет за собой изменение второго так, что пропорции объекта сохраняются. В этом случае необходимо обратить внимание на состояние маленькой кнопки блокировки, выполненной в виде "замка", — Nonproportional Scaling/Sizing Ratio (Непропорциональное масштабирование/размеры) (см. рис. 2.15). В нажатом состоянии кнопки "замок" открыт — это значит, что изменение одного размера объекта (например, ширины) не будет приводить к каким-либо изменениям другого. При отжатом состоянии кнопки "замок" закрыт — значит, после изменения одного размера пропорции объекта будут сохраняться.Практическое задание 5. Точное построение
Рис. 2.17. Итоговое изображениеВращениеОбъект можно вращать как с помощью мыши, так и точно, путем указания числового значения угла поворота.СОВЕТ.Действия, связанные с вращением объектов, лучше всего производить, активизировав инструмент Pick (Выбор).Для обозначения выделенного объекта (группы объектов), как вы уже знаете, используется габаритная рамка (см. рис. 2.8).Повторный щелчок на выделенном объекте (группе объектов) приводит к тому, что управляющие маркеры габаритной рамки принимают вид двунаправленных стрелок, располагающихся в углах и на серединах сторон. Маркер центра габаритной рамки ( ) становится маркером центра вращения и принимает вид .Рис. 2.18. Пример выделенного объекта в режиме Rotation (Поворот)СОВЕТ.При повторном щелчке на выделенном объекте острие стрелки указателя мыши () следует подвести к контуру объекта или значку центра габаритной рамки ().Управляющие маркеры габаритной рамки в виде изогнутых двунаправленных стрелок, располагающихся на углах, предназначены для поворота объекта (группы объектов) вокруг маркера центра вращения ( ).Чтобы повернуть объект (группу объектов) с помощью мыши, необходимо выполнить следующие действия.
Другой способ вращения объекта (группы объектов) заключается в точном указании угла поворота (Angle of Rotation) и направления вращения: по часовой стрелке или против. Кроме полей, определяющих положение и геометрические размеры выделенного объекта или группы, на панели свойств присутствует поле Angle of Rotation (Угол поворота) (см. рис. 2.12).Чтобы точно, путем указания числового значения угла, повернуть объект (группу объектов), следует выполнить следующие действия.
В отличие от способа трансформации с помощью мыши, в данном случае не требуется переводить выделенный объект в режим вращения повторным щелчком.Центр вращенияПо умолчанию центр вращения () совпадает с центром габаритной рамки объекта (). Однако положение центра вращения можно изменить, переместив его в требуемое место.Чтобы изменить положение центра вращения объекта (группы объектов) с помощью мыши, нужно выполнить такие действия.
Панель Transform (Преобразование)Кроме изменения положения центра вращения объекта свободным движением, с помощью мыши, существует возможность точного задания положения центра вращения. Для этого необходимо отобразить дополнительную панель инструментов — Transform (Преобразование).Рис. 2.20. Панель инструментов Transform (Преобразование)Чтобы отобразить в окне программы данную панель, следует выполнить следующие действия.
Обратите внимание, что большая часть параметров на панели Transform (Преобразование) совпадает с параметрами, расположенными на панели свойств при выделенном объекте (см. рис. 2.12).Чтобы точно, путем указания числовых значений координат x и y, изменить положение центра вращения объекта, необходимо действовать следующим образом.
По умолчанию при построении объектов центр вращения совпадает с центром габаритной рамки, который определяет положение объекта относительно левого нижнего угла печатной страницы. Это значит, что вы имеете дело с глобальной системой координат, привязанной к странице. Чтобы правильно расположить центр вращения объекта, необходимо учитывать эту привязку, что очень удобно, если необходимо привязать центр вращения объекта к какой-либо конкретной точке с координатами x и y.Другой способ — это смещение центра вращения относительно его первоначального положения. Для этой цели удобно перейти в относительную систему координат, в которой за начало отсчета принимается центр габаритной рамки объекта.Итак, в относительной системе координат центр габаритной рамки объекта принимается за начало отсчета, координаты которого — x = 0 и y = 0. Положительное значение координаты x задает смещение вправо, отрицательное (со знаком минус) — влево. Положительное значение координаты y задает смещение вверх, отрицательное — вниз.Для выбора относительной системы координат предназначена кнопка Relative to Object (Относительно объекта) на панели Transform (Преобразование) (см. рис. 2.20).Таким образом, при использовании относительной системы координат вы задаете положение центра вращения объекта относительно центра габаритной рамки.Практическое задание 6. Вращение
Рис. 2.23 Итоговое изображениеПрактическое задание 7.Индустриальный цветок
|