Различные направления поддержки
Художественная обработка дерева как способ развития творческого воображения детей подросткового возраста в дополнительном образовании
Введение
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. В психологической литературе описано, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.
Значение воображения в жизни ребенка описывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Выявленные для каждого возрастного этапа законы развития творческого воображения ложатся в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [1, с.2].
Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
В нашем исследовании в качестве занятий с творческой продуктивной деятельностью предусматривается детское объединение декоративно-прикладного направления художественной обработки дерева.
Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между требованиями к деятельности обучающихся на творческом уровне и недостаточно разработанным учебно-методическим сопровождением для развития творческого воображения в условиях дополнительного образования.
Противоречие актуализирует проблему исследования: как развивать творческое воображение подростков посредством занятий художественной обработкой дерева?
Объект – процесс развития творческого воображения детей подросткового возраста.
Предмет – содержание программы студии художественной обработки дерева для развития творческого воображения детей подросткового возраста в условиях дополнительного образования.
Цель – на основе теоретического анализа разработать программу студии художественной обработки дерева для развития творческого воображения детей подросткового возраста в условиях дополнительного образования и проверить ее результативность.
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
- раскрыть понятие воображения и его виды;
- рассмотреть особенности развития творческого воображения детей подросткового возраста;
- рассмотреть приемы развития творческого воображения подростков в процессе художественной обработки дерева;
- проанализировать методическую действительность МАУ ДО ДДТ Октябрьского района г. Екатеринбурга;
- спроектировать содержание дополнительной общеразвивающей программы «Многоликое дерево» и методического обеспечения к ней и применить на практике.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, анализ занятий, наблюдение, проектирование занятий, опытная проверка и обобщение.
Теоретической основой нашего исследования в части развития творческого воображении стали труды Маклакова А.Г., структура дополнительных общеразвивающих занятий описана в трудах Дихановой Л. Г, этапность обработки дерева базируется на классификации, представленной в учебном пособии «Художественная резьба по дереву, кости и рогу» А.А. Абросимовой, особенности подросткового возраста изучены в научных работах Мухиной В.С. и др.
Глава I. Теоретическое обоснование развития творческого воображения в процессе художественной обработки дерева
1.1 Сущность понятия «творческое воображение»
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.
Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.
Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [12, с.252]. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.
В учебном пособии «Общая психология» Маклакова А.Г. даны характеристики и механизмы воображения как психологического процесса, так и описано творческое воображение [12, с.253].
Процессы воображения могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например, перед засыпанием.
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту [12, с.253].
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью[12, с.254].
Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного вида воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности.
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д. Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке [12, с.258].
Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка[12, с.259].
Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.
Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.
И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.
Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз.
Таким образом, творческое воображение - это психический познавательный процесс, являющийся очень важным фактором формирования творческой личности человека. Только благодаря развитому творческому воображению, ребенок может в будущем в полной мере реализовываться в творческих профессиях. Типы воображения могут различаться по степени волевых усилий и по степени активности. Каждый тип в свою очередь подразделяется на две категории, на преднамеренное и непреднамеренное воображение, на активное и пассивное. Творческое воображение по степени волевых усилий является преднамеренным, а по степени активности – активным. Процесс переработки представлений в воображаемые образы осуществляется через определенные механизмы такие как: агглютинация, схематизация, акцентировка.
1.2 Особенности развития творческого воображения подростков
Согласно психологическому словарю «подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [7].
Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации. Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т.е. тоже полуфантастические).
По утверждению психолога Л.Ю. Субботиной, развитие воображения проходит две фазы, связанные с рассудочной деятельностью, где первый период развития охватывает первые 15 лет жизни человека, затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие, а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности. Затухание функции воображения с возрастом - отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и развиваться при соответствующей организации учебной деятельности [цит.20].
Наиболее перспективным для развития творческого воображения является школьный возраст. В этот период более активно развиваются все психические процессы, связанные с деятельностью воображения: мышление, внимание, восприятие, память, речь.
Выявлена ведущая роль творческой деятельности в формировании и развитии творческого воображения. В простых случаях творческого воображения происходит комбинирование однородных элементов («агглютинация» - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого, в сложных случаях - широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть.
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим в то время, когда повышается интеллектуальное развитие подростка, ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка».
Существует две линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.
Развитие воображения – процесс творческий, интересный и сложный. Как отмечено выше, образ и мысль – неразрывное целое, а само человеческое воображение связано с мышлением теснейшими узами. Следовательно, любое упражнение, направленное на развитие мышления, поможет и становлению воображения. Творческое же воображение подразумевает еще и воспитание самостоятельной личности, ибо предполагает создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов вещей, образов или признаков.
К наиболее общим рекомендациям специалистов по развитию воображения можно отнести:
- накопление ярких образов путем вдумчивого общения с природой и фиксирования результатов наблюдений в словесной форме, в рисунках и поделках;
- попытку воображаемых "путешествий" по местам, скрытым схематичным изображением линий на карте;
- внимательное чтение книг с "погружением" в подробности описаний внешности героев, интерьеров и ландшафтов, с целенаправленным стремлением воссоздавать в воображении то, что описывают авторы;
- формирование воображения в играх: ролевых, со словами, с фантастическими предлагаемыми обстоятельствами [20].
Способов, как развивать воображение, довольно много:
1) Словесные игры.
- «Пантомима», «крокодил» или «придумывание загадок» также могут стать отличным времяпрепровождением. Здесь суть игры заключается в том, что нужно угадать объект по его описанию, показу или рисованию. То есть загадывающий должен представить себе основные характеристики объекта и донести их публике, а угадывающие на основе их представить этот объект.
- «Ассоциации». Придумывая ассоциацию к определенному слову, человек представляет себе объект и воображает какую-то связь с другим объектом. Важным моментом является то, что иногда самые непонятные другим связи необходимо объяснять. Вот тут человек еще и описывает свой процесс воображения другим.
- Построение фантастических гипотез или сочинение сказок также позитивно влияет на развитие образного мышления. В таких играх участники должны придумывать некие фантастические предположения и развивать их. Например, игроку задают вопрос: «Что было бы, если бы в твою дверь постучался медведь и попросил его побрить?», а он должен на него ответить. Самые нелепые и интересные предположения заставляют мозг думать не в обычном стандартном направлении, а формировать новые мысленные образы и связи.
2) Чтение схем и карт. Изучение реальных карт или схем «спрятанных пиратских сокровищ» позволят развить воображение подростков. Нужно попытаться «путешествовать» по карте, вспоминая или представляя те места, в которых в мысленном путешествии происходит остановка. Отличной идеей станет зарисовка небольшого наброска в очередном месте остановки и помещение его на карту.
3) Знания из геометрии. Заядлым «технарям», не склонным к гуманитарным заданиям типа сочинительства, тоже можно придумать разнообразные способы развития воображения. Это могут быть довольно сложные задания по соединению точек несколькими линиями, убиранию спичек, рисованию фигур без отрыва карандаша от бумаги. Еще одним интересным методом, как развить воображение, в том числе и для детей, является использование разверток геометрических тел. По развертке нужно определить, какая объемная фигура получится при ее свертывании, и, наоборот, по фигуре попробовать представить ее развертку.
4) Фиксирование окружающих событий. Богатый жизненный опыт и широкий кругозор считаются помощниками для развития воображения. Чем больше есть образов и мыслей у человека, тем лучше развито его воображение. Чтобы эффективно этим пользоваться, желательно фиксировать новые знания, полученный опыт, любые наблюдения. Можно вести подобие дневника, можно зарисовывать воспринятую информацию, можно рассказывать или фотографировать свои наблюдения. Так у обучающихся формируется огромная база самого разного образного материала, который может использоваться для воображения.
5) Искусство как средство развития воображения. Чтение художественных книг способствует развитию воображения. Обычно люди с детства не любят читать огромные куски текста описательного характера, будь то описание природы, характера героя или его внешности, места действия. А именно представление таких описаний считается одним из самых лучших способов, развивающих воображение. Просмотр кинофильмов не оставляет большого простора для воображения, но и кино можно использовать в развивающих целях. Например, можно остановить фильм на каком-то интересном моменте и представить, что будет дальше. Интересно получается, когда сюжет, возникший в голове у человека, намного интересней задумки режиссера. То же можно сказать и о картинах. Глядя на полотно очередного модного художника и не читая его название, можно попытаться представить, что же изобразил импрессионист или типичный современный художник в своей картине. Если картина реалистична, можно попробовать представлять, что было до ситуации, запечатленной на картине, а что после. Даже обычный просмотр фотографий в интернете или фотоальбоме друга может стать одним из способов, как развить воображение. Нужно представлять, какие люди на фотографиях в обычной жизни, сочинить им биографию, вообразить, какая профессия бы им подошла и т.д. [20].
Следовательно, можно сделать вывод, что развитие творческого воображения может осуществляться через занятия декоративно-прикладным искусством, так как процесс изготовления художественных изделий является творческой деятельностью, направленной на создание новых образов, а именно при этих условиях возможно развитие творческого воображения. Рассмотрим развитие творческого воображения подростков на примере детской студии по художественной обработке дерева.
- 1. 3. Приемы развития творческого воображения подростков в процессе художественной обработки дерева
Художественная обработка дерева – самый развитый и наиболее древний вид декоративного искусства у многих народов России. С помощью топора, ножа и некоторых других инструментов изготовлялось все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, мельницы, орудия труда, мебель, посуда, детские игрушки и многое другое. По разнообразию физико-механических свойств с деревом вряд ли могут сравниться другие природные материалы. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, прессовать, окрашивать, обжигать. Основные достоинства этого материала, издревле привлекавшие мастеров – это легкость, прочность и своеобразная красота текстуры.
Творческие объединения, обучающие школьников различным видам художественных ремесел, пользуются особой популярностью. И это не случайно. Занятия начинаются уже с подростками 10 — 13 лет. К этому времени они в определенной степени знакомы с правилами и законами построения рисунка. Для многих из них рисование стало потребностью. Школьных уроков изобразительного искусства ребятам недостаточно, они стремятся глубже познать изобразительную грамоту, тайны декоративного творчества. К занятиям в объединении обучающихся нередко влечет внутренняя потребность, еще не осознанное стремление к активному творчеству.
Творческие работы детей часто просты и незамысловаты, где – то не очень аккуратны и наивны с точки зрения взрослых. Но субъективная ценность этой работы очень велика. Поэтому педагог и родители должны уважать труд ребенка, бережно к нему относиться и обязательно хвалить за вложенный труд и творческий подход к своей работе, новые находки и идеи.
Реализации творческого воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребенке, способствуют занятия художественной обработкой дерева. Дети сочиняют символы и орнаменты, вырезают различные сюжеты, рисуют несуществующие деревья. Работы детей, выполненные в технике резьбы по дереву, радуют глаз своими яркими образами, причудливыми рельефами. Интересные работы воспитанников оформляются в виде выставок, как важное событие в жизни ребенка. Это позволяет детям проявлять активность, самореализовываться, воспринимать действительность, конструировать художественные образы, развивать воображение и оригинальность мышления.
Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.
Занятия декоративно-прикладным искусством не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Только человек с высокой внутренней культурой, развитыми эстетическими чувствами способен активным образом преобразовать окружающий мир. "Настоящий мастер, кто бы он ни был – строитель, токарь или, скажем, хлебороб – немыслим без развитого чувства прекрасного, без потребности делать свое дело не только хорошо, добротно, но и красиво. Нет сомнений, что разумно организованное эстетическое воспитание сегодня - одно из важных условий научно-технического прогресса и ускорения социально - экономического развития страны".
Занимаясь декоративно-прикладным искусством, подростки невольно соприкасаются с самыми современными достижениями в области технологии обработки материалов. Ведь известно, что с развитием техники и науки изготовление изделий декоративно-прикладного искусства тоже совершенствуется. Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
На занятиях необходимо научить воспитанников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
В работе используются многие виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдается несколько правил: виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов; деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, способствовать улучшению статуса отдельных воспитанников.
Мотивация является основным условием развития воображения, поэтому необходимо выявить, что у учащихся вызывает затруднение, какие имеются проблемы, потребности, а затем на каждом занятии целенаправленно и в системе использовать методы стимулирования деятельности учащихся: похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Пусть каждый ребёнок чувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребёнок вновь захочет выполнить работу, другую, непохожую на эту.
Творческое воображение невозможно без развития вкуса. Для этого необходимо предоставить учащимся возможность чаще видеть образцы декоративно-прикладного творчества. На столе педагога постоянно лежат журналы по рукоделию, книги по резьбе, выставка изделий, изготовленных вручную. Сначала воспитанники не проявляют к ним интереса, но в какой-то момент обращают внимание на оригинальный орнамент, яркое пятно. Сразу возникают вопросы, как можно сделать подобное изделие, что для этого необходимо.
Нередко дети сомневаются в том, что их работы вызовут интерес у других. Поэтому, если изделие получилось удачное, необходимо представить его на конкурс детского творчества. Участие в различных выставках повышает уверенность детей в себе, стимулирует их творчество.
Резьба по дереву, как и каждый вид художественной обработки материалов, разбивается на ряд последовательных этапов, которые в свою очередь являются приёмами, способствующими развитию творческого воображения. К наиболее общим относятся:
1. Выполнение рисунка резной композиции.
Характер рисунка диктуется техникой резьбы. При контурной резьбе композиция строится на линейном ритме. Четкое геометрическое построение изображения в целом и каждого элемента в отдельности необходимо при трехгранно-выемчатом способе. Такую композицию вначале рисуют, а затем вычерчивают с помощью циркуля, линеек и угольников.
Четкость узора — одно из основных требований, предъявляемых к геометрической резьбе. Все изображение составляют из определенных азбучных фигур. Оно отличается немногословной, несколько традиционной трактовкой.
В трехгранно-выемчатой технике можно выполнять не только геометрические орнаменты. Упрощение и смелая переработка предметов окружающего мира в соответствующие образы позволяют стилизовать фигуры людей, животных, растения и т. д. Нужно найти степень обобщения, которая позволит сохранить характер объекта в столь своеобразной трактовке. Композицию в резьбе отличают рациональная простота, неброская, но подлинная красота, нежный светотеневой узор.
Характер рисунка может быть линейно-контурным или проработанным тонально.
В эскизах для геометрической резьбы необходимо плотно чернить теневую сторону узора, заштриховывать в полутона участки со скользящим светом, оставлять светлые.
Существуют традиционные правила составления композиции. Если, например, создается композиция в круге (блюдо, декоративная тарелка и т.д.), то традиционный прием следующий: всю поверхность делят концентрическими кругами на зоны. В центре — основной мотив типа розетки. По внешним участкам размещают вспомогательные, ритмически чередующиеся узоры. Прямоугольное или квадратное поле орнамента также принято делить на несколько композиционных частей, каждую из которых заполняют резьбой. Их отделяют друг от друга углубленными контурными прорезями. Таков традиционный прием орнаментального заполнения резной плоскости, используемый и в современной резьбе. В творческой работе установленные каноны могут служить отправной точкой для свободного сочинения композиции.
2. Подготовка деревянной поверхности и перевод на нее рисунка.
Деревянная поверхность под резьбу может быть подготовлена вручную (шерхебелем, рубанком, фуганком) или на токарных, фуговальных, рейсмусовых станках. Плоские заготовки рекомендуется обрабатывать механически на фуговальном или (что еще лучше) рейсмусовом станке. Если строгать вручную, то нередко остаются задиры и заколы. При станочном оборудовании можно получить чистую, гладкую поверхность.
Работать на круглопильном, фуговальном и рейсмусовом станках рекомендуется только педагогу.
Широкие заготовки под резьбу склеивают из нескольких узких делянок. Не надо строганую поверхность шлифовать наждачной шкуркой, так как мелкий абразивный порошок, забиваясь в поры дерева, быстро тупит ножи и стамески. Подготовленную токарным или строгальным способом поверхность можно оставить естественного цвета, но можно и затонировать в темный цвет, в зависимости от задуманной композиции.
Рекомендуется на первых занятиях с учащимися дощечки покрывать черной тушью и на них переводить рисунок. Дети занимаются с охотой, если результаты их труда видны сразу. На светлой дощечке выбранное ножом углубление малозаметно. Иное дело на темной основе. Стоит едва сделать прорезы, как они засверкают чистой белизной. Зримый результат заставляет учащихся с большей охотой и интересом продолжать работу. На темном фоне ярче видны недостатки, заметнее — ошибки. Дети стремятся их исправить.
В дальнейшем, когда ребята втянутся в работу, почувствуют и полюбят резьбу, уже не будет иметь столь важного значения цвет деревянной основы. Ребята охотно будут резать на неокрашенной дощечке, привыкая к монохромным, сближенным по тонам узорам. Но это возможно уже на следующем этапе.
3. Работа в материале
Чтобы удержать дощечку на месте, применяют различного рода державки, между которыми зажимают заготовку. Но во время работы дощечку то и дело приходится поворачивать и державки уже не помогают, а мешают. Оригинальный способ предлагают гуцульские мастера: стол, на котором производят резьбу, покрывают грубой тканью, которая уменьшает скольжение.
Выполняют контурную резьбу следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько отклонен в сторону. Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Затем идет стадия подрезания.
Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении, также с усилием, делают подрезку.
В результате из поверхности извлекается трехгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной прорези может быть сохранена одинаковой на всем протяжении рисунка, но может быть и различной, в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато-проволочной; во втором — различные ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм [26].
На занятиях по художественной обработке дерева основным видом деятельности обучающихся, является создание новых образов, составляющих суть художественных изделий. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта от других объектов.
С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются такие механизмы переработки представлений как: агглютинация, схематизация и акцентировка.
Способ схематизации широко применяется детьми, в условиях детского объединения художественной обработки. Как правило, каждый образ, переносимый в дерево, ребята сначала изображают на бумаге, в силу не точного воспроизведения всей информации об образе, некоторые детали целого не учитываются, что указывает на способ схематизации.
Акцентировка встречается на занятиях по художественной обработке дерева, в случаях, когда необходимо подчеркнуть и выявить главные признаки.
Агглютинация проявляется в становлении новых сочетаний образов в рисунке, эскизе. В качестве образов могут служить животные, растения, люди
На результативность развития творческого воображения обучающихся влияет и система обучения дополнительного образования. Занятия осуществляются для детей разного возраста, нередко и разных индивидуальных особенностей детей. Процесс усвоения знаний осуществляется через теоретическую и практическую деятельность. В теоретической части обучающиеся знакомятся с различными вопросами художественной обработки дерева. Практическая часть организуется через разработку и реализацию изделий декоративно-прикладного назначения. Занятия проводятся по 90 минут с переменой в 15 минут.
Таким образом, представленные выше этапы художественной обработки дерева, являются приёмами развития творческого воображения подростков, так как задействованные на этих этапах механизмы переработки представлений отражают процесс работы воображения. Практикуя такие приёмы при создании творческих изделий обучающимися, можно говорить о развитии творческого воображения.
Глава II. Проектирование развития творческого воображения подростков в студиях учреждения дополнительного образования художественной обработки дерева
2.1. Анализ образовательной действительности МАУ ДО ДДТ Октябрьского района г. Екатеринбурга
Исследование проводилось в период с 15.01.2019 по 18.05.2019. Для анализа методической действительности была осуществлена беседа с педагогами студий художественно-технического направления.
Педагогам задавались вопросы о творческой направленности в их педагогической практике. Вопросы блока о творческом подходе к решению практических задач:
- Как осуществляется творческий подход к решению практических задач на Ваших занятиях?
- О каких практических задачах Вы говорите?
- Какой вид воображения у Ваших обучающихся задействован на занятиях?
На данный блок вопросов педагоги ответили следующим образом. Практические задачи у студий разные: студия «Техно3dform» занимается использованием и эксплуатацией оборудования с числовым программным управлением, с тесным переплетением моделирования в компьютерной среде; студия «Самоделкин» решает задачи, направленные на создание посредством ручного труда различных изделий из бросовых материалов; студия «Судомоделирование» решает конструкторские задачи по проектированию и реализации корабельных судов. Все педагоги активизируют у детей воссоздающее воображение, потому как работают в основном по созданию изделий с прототипа.
Блок вопросов №2. Отношение к творческой работе:
- Приветствуется ли у Вас на занятиях исключительно творческая работа над изделиями?
- Сколько времени занимает изучение новой темы?
- В случае творческих заданий, какие механизмы воображения Вы активизируете у обучающихся?
По результатам ответов на блок вопросов №2, педагоги студии дали следующие пояснения: в технических студиях творческая работа присутствует, но только на старших курсах. Объясняется это недостаточной способностью к творчеству на первых этапах. Студия «Самоделкин» творчеством занимается, но это коллективное творчество, по созданию изделия каждым учеником, стремящимся к одному образу изделия. Времени на новую тему затрачивается разное количество у студий, техническое направление до трех месяцев может уходить на изготовление изделия, у декоративного направления от трех недель до месяца.
Что касается развития механизмов творческого воображения, то разница в различных студиях есть. Так в студии «Самоделкин» используется широко прием агглютинации. В технических студиях применяются чаще всего приемы типизации и схематизации.
По итогам проведенной беседы можно сделать вывод, что педагоги стремятся использовать в своей педагогической практике методы работы, стимулирующие творческую активность. В силу сложности технического сопровождения учебного процесса не всегда удается организовывать творческую деятельность.
Наблюдение за занятиями по направлению художественной обработки дерева проводилось в период с 15.01.2019 по 18.05.2019. Анализ занятия проводился в студии «Многоликое дерево». Возраст обучающихся составлял 11 – 17 лет, год обучения 1. Тема занятия: Композиция. Декоративное панно в технике контурной резьбы, жанр анималистика.
Задачи:
Развивающие: развитие творческих способностей подростков, их познавательной активности.
Воспитательные: воспитание навыков организации своей и общей работы — умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.
Обучающие: обучение этапам проектирования и изготовления декоративного панно в жанре анималистика.
Необходимо отметить, что занятие соответствует программе. Занятие построено таким образом, что обучающиеся будут изготавливать изделие по заданным параметрам, по образцу. Данный материал включает активизацию воссоздающего воображения. Способствовать развитию творческого воображения данное занятие может, но не в полной мере, совершенствует навыки, знания и умения, вызовет интерес к предмету.
Что касается структуры занятия, время использовалось рационально. Четко структурированы и построены этапы занятия. Целость и завершенность обеспечена. По реализации принципов обучения следует отметить, что присутствует связь с жизнью, с практикой. Использованы средства наглядности. Присутствовало стимулирование положительного отношения обучающихся к учению. Отмечены методы обучения: соответствие индивидуальным особенностям обучающегося, разнообразие, оригинальность. Средний уровень владения выбранными методами и приемами обучения.
Формы организации деятельности, выявленные на занятии, представляют собой:
- осуществление постановки учебных задач на каждом этапе;
- организация контроля деятельности обучающихся;
- организация развития обучающихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умения сравнивать, делать выводы).
В деятельности педагога мы увидели, что он умеет распределять время на занятии, осуществляет логику перехода от одного этапа занятия к другому, управляет деятельностью обучающихся. Присутствует у педагога гибкость реагирования на изменяющуюся ситуацию на занятии. К поведению педагога на занятиях замечаний нет. Внешний вид, манера, речь, общая культура – все соответствует моральным нормам.
Обучающиеся показали себя организованными и активными на разных этапах занятия. Отношение к педагогу положительное, вызван интерес к предмету. Уровень освоения основных знаний и умений средний. На занятиях были использованы учебно-наглядные пособия и дополнительная литература. Поставленная цель достигнута, параллельно с тем, что не полностью выполнены развивающие задачи, а именно творческая составляющая.
Лист оценки занятия показал, что занятие соответствует программе и задачам занятия, но недостаточно способствует развитию творческого воображения (приложение 5).
Участниками образовательного процесса являются не только дети, но и их родители. Поэтому в деятельность педагога входит работа с родителями. На базе студии художественной обработки дерева с родителями обучающихся было проведено анкетирование. В нем приняли участие 15 родителей обучающихся (приложение 6). Анкетирование показало, что обучающиеся мало времени уделяют созданию качественно новых образов на занятиях по обработке дерева. Родители отмечают низкую творческую составляющую у детей, об этом говорят ответы на вопросы анкетирования. Домашнее задание от студии не задается, поэтому самостоятельной творческой практики у детей не возникает.
Большинство родителей, а именно 90%, заявляют о том, что их дети очень редко решают творческие задачи на занятиях, а если это случается, то на старших годах обучения. Творческая активность детей не увеличивается под влиянием посещения занятий студии. Сами же дети, за большим исключением у некоторых родителей, не проявляют желания заниматься творчеством дома, а если родители сами пытаются вовлечь своих детей в творческую деятельность, то не все ребята реагируют охотно. Почти все высказали пожелание работать над самостоятельными проектами детей.
Из анализа мы видим недостаточно используемые приемы для развития творческого воображения на примере студии художественной обработки дерева. На наш взгляд, есть существенные недочеты в программе. На занятиях мало уделяется времени творческим заданиям, а именно этого не хватает для развития творческого воображения.
Для дальнейшего исследования был проведен анализ продуктов деятельности 3 детей студии художественной обработки дерева. Для анализа использовали схему (приложение 7).
Тема занятия заключалась в создании декоративного подноса. В содержании такого изделия сложно оценить оригинальность, разнообразие и богатство в силу того, что все стремятся к одному художественному образу. Что касается передачи формы, то тут можно сказать, что справились с этим заданием два ученика хорошо, у третьего результат неудовлетворительный. Пропорции предмета выдержаны каждым учеником. Замечаний по композиции нет в связи с тем, что работа выполнялась по образцу, и все ребята выполнили компоновку орнамента как на образце. По выбору заготовки для работы стоит отметить успешное сочетание текстуры с художественным замыслом у одного обучающегося. Что касается уровня самостоятельности, все ребята старались сами выполнять работу, педагог оказывал незначительную помощь всем участникам образовательного процесса. Техника безопасности на занятии соблюдалась, при этом у педагога всегда под рукой аптечка с необходимыми медикаментами. Творческая составляющая отсутствует в изделии, за исключением выбора материала для заготовки.
В результате оценки продуктов деятельности обучающихся студии, мы сделали вывод, что в большинстве своем работы не могут быть оценены в полной мере. Таким образом, необходимо отметить, что существуют недостатки в художественной составляющей и, следовательно, творческой. Обучающимся не хватает практики творческой деятельности, наполненной более широкими навыками художественных приемов.
С целью оценки уровня развития творческих способностей (в том числе и творческого воображения) в каждой студии технической направленности проводят ежегодный мониторинг развития творческих технических способностей обучающихся (приложение 8).
Таким образом, из выше сказанного следует, что педагоги в своих программах уделяют недостаточно внимания к проблеме развития творческого воображения детей. Поэтому в программе художественной обработки дерева планируется изменить подход к проектированию занятий, который будет включать в себя задания, основанные на механизмах творческого воображения.
2.2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Многоликое дерево» и методического обеспечения к ней
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Многоликое дерево» адресована детям 10-17 лет и рассчитана на три года обучения. Программа реализуется с учетом индивидуальных качеств и способностей обучающихся.
Обучение и развитие организовано через освоение традиционных и современных способов обработки материалов из дерева с художественным уклоном. В процессе освоения курса программы обучающиеся получают знания, умения и навыки, связанные с выполнением различных видов резьбы по дереву, владением специальными инструментами резчика и столяра, знакомятся с работой сложного современного оборудования с ЧПУ, осваивают азы компьютерного моделирования и конструирования, развивают навыки и умения проектно-исследовательской деятельности, творческое воображение и трудовые навыки, приобщаются к производственно-техническим видам деятельности на основе теории и практики изготовления предметов домашнего интерьера и быта, сувениров, игрушек.
Актуальность программы определяется тем что её реализация способствует не только успешной адаптации и социализации обучающихся, развивает их творческое воображение и формирует эстетическое восприятие мира, но также способствует профессиональному самоопределению обучающихся в сфере производства, развивая их интерес к производству, инженерное мышление.
В связи с постоянно возрастающей технической сложностью средств производства, к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям предъявляется особое внимание. Развитие инженерно-технического мышления как вида познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции, является сегодня четко определившимся и одним из приоритетных направлений в системе российского образования, и, следовательно, значение и актуальность программы невозможно переоценить.
Цель программы - развитие индивидуальных качеств, творческого воображения, познавательного интереса ребенка к производственно-техническим видам деятельности посредством художественной обработки дерева.
Задачи:
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к народному творчеству;
- способствовать формированию положительной «Я» – концепции обучающихся посредством создания ситуации успеха для каждого участника процесса;
- содействовать развитию самостоятельности и творческих способностей при решении технических, конструкторских и художественных задач;
- способствовать развитию творческого воображения.
Воспитательные:
- формировать ценностное отношение к народному мастерству, к мастеру, как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой России;
- оказывать влияние на развитие личностных качеств, таких как трудолюбие, аккуратность, усидчивость, последовательность;
- стимулировать формирование у обучающихся чувства меры, умения вносить элементы прекрасного в быт, отношения с людьми.
Обучающие:
- обучить технологии выполнения различных видов резьбы по дереву;
- способствовать получению прочных знаний, умений и навыков в изучаемых видах резьбы;
- обучить владению инструментами при выполнении технологических операций в каждом виде резьбы, основам техники безопасности, личной гигиены, культуры труда;
- познакомить с работой сложного современного оборудования с ЧПУ;
- обучить основам компьютерного моделирования и конструирования;
- развивать навыки и умения проектно-исследовательской деятельности.
В структуре содержания курсов 1, 2 и 3 годов обучения выделяются следующие блоки:
- «Столярная обработка дерева» (изучение основ столярной обработки дерева и формирование необходимых навыков и умений, связанных с компетенциями столяра);
- «Лазерная обработка дерева» (знакомство с принципом работы лазерного станка с ЧПУ, принципом управления, его назначением и устройством);
- «Резьба по дереву» (изучение основ резьбы по дереву и формирование необходимых навыков и умений, связанных с компетенциями резчика по дереву);
- «Фрезерная обработка дерева» (знакомство с принципами работы фрезерного станка с ЧПУ, принципом управления, его назначением и устройством).
Условия реализации программы
Набор детей в объединение производится из числа всех желающих без предварительного отбора и конкурса. При наборе группы учитываются интересы обучающихся и соблюдается принцип добровольности. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного отношения к личности ребенка, щадящей требовательности, педагогической поддержки.
Режим занятий, регламентируемый СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» следующий:
- для детей 1-го года обучения
Общий объем часов в год – 152.
Количество занятий в неделю – 2;
Продолжительность занятий – 2 часа с перерывом 15 мин.;
- для детей 2-го года обучения
Общий объем часов в год – 228.
Количество занятий в неделю – 3.
Продолжительность занятий – 2 часа с перерывом 15 мин.;
- для детей 3-го года обучения
Общий объем часов в год – 228.
Количество занятий в неделю – 3.
Продолжительность занятий – 2 часа с перерывом 15 мин.
Место проведения занятий определяется видом деятельности:
- учебный кабинет, оснащенный необходимым оборудованием, доступом в Интернет;
- мастерская, оборудованная станками с ЧПУ (лазерный, фрезерный),с хорошей вентиляцией;
- компьютерный класс оборудованный персональными компьютерами.
Важным и неукоснительным требованием при проведении занятий на оборудовании является наличие рабочей одежды и защитных средств у обучающихся.
Ведущие формы и методы работы
Программа предусматривает проведение общих занятий для всего состава группы, занятия по подгруппам при реализации коллективных проектов.
При изложении теоретического материала обучения применяются такие методы, как беседа совместно с демонстрацией иллюстративного материала (электронные презентации, карты, таблицы, альбомы иллюстраций), экскурсии на производство. Практические занятия проводятся в группе, но предполагают индивидуальный подход к каждому обучающемуся и индивидуальный контроль. Особое внимание при организации учебного процесса уделяется проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Проектная деятельность осуществляется поэтапно, от простого к сложному. Элементы проектно-исследовательской деятельности вводятся уже на первом и последующих годах обучения. Проекты могут выполняться как индивидуально, так и группой обучающихся. Результатом проекта может быть как готовое изделие из дерева, так и исследовательская деятельность по определенной теме.
Первый год обучения
Цель – пробуждение интереса к декоративно-прикладному творчеству через формирование общих представлений о декоративно-прикладном искусстве в области художественной обработки дерева.
Задачи:
- сформировать первоначальные навыки работы с инструментом резчика;
- познакомить со способами определения пород древесины;
- познакомить с основными видами геометрической резьбы, приемами и технологическими операциями при их выполнении;
- познакомить с лазерным и фрезерным станками с ЧПУ и обучить несложным операциям на них;
- познакомить с правилами разработки эскиза;
- научить правильно подбирать материалы и заготовки для работы с учетом технологических, эстетических, экологических и экономических требований;
- обучить основам техники безопасности, личной гигиены, культуры труда;
- развивать интерес и любовь к народному творчеству;
- содействовать развитию самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости;
- формировать умение работать в группе;
- формировать и развивать чувство прекрасного.
Обучающимся даются рекомендации по работе с резцом и правилами резьбы с учетом направления волокон. Теоретический материал, полученный в процессе работы, закрепляется практической работой при изготовлении простых орнаментов. Далее работа принимает более индивидуальный характер, т.к. не все обучающиеся работают и усваивают материал одинаково. В процессе выполнения простейших орнаментов формируются навыки работы с древесиной, лобзиком, происходит знакомство с лазерным и фрезерным станками с ЧПУ, осваиваются способы определения пород древесины, закрепляются навыки работы с клеем, с чертежно-измерительными инструментами: карандашом, линейкой, циркулем.
Планируемые результаты освоения курса 1-го года обучения:
Личностные результаты
- осознание радости творческого труда;
- осознание красоты как ценности;
- приобретение навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
- развитие таких качеств как усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность;
Метапредметные результаты
- умение рационально организовывать свое рабочее место; овладение основами культуры труда, правилами рациональной организации рабочего места;
- формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль в процессе достижения результата;
- формирование умения давать оценку результатам своего труда;
- умение эффективно организовывать свое свободное время;
Предметные результаты:
- формирование основных навыков работы резчика и технологией изготовления изделий;
- представление о лазерном и фрезерном станках с ЧПУ и умение выполнять несложные операции на них;
- владение способами определения пород дерева; умение подбирать материалы и заготовки для практических работ с учётом технологических, эстетических, экологических и экономических требований;
- знание правил техники безопасности и неукоснительное следование им во время работы.
Второй год обучения
Цель –развитие познавательной активности обучающихся на основе знакомства с другими видами резьбы по дереву, и дальнейшего развития базовых теоретических и практических навыков столярного, резного дела.
Задачи:
- закрепить навыки работы с инструментом резчика;
- научить более сложным техникам резьбы по дереву;
- познакомить с историей и особенностями абрамцево-кудринского орнамента, приемами его выполнения;
- развивать умения и навыки компьютерного моделирования;
- обучить алгоритму последовательности запуска станка с ЧПУ;
- научить читать и составлять графическую документацию;
- развивать художественный вкус;
- · развивать умение работать в группе.
Обучающимся даются рекомендации по работе с более сложными техниками резьбы по дереву на основе изучения абрамцево-кудринского орнамента. Обучающиеся выполняют самостоятельно (на 70%) работы по компьютерному моделированию и четко знают алгоритм последовательности запуска станка с ЧПУ, умело начинают выявлять красоту текстуры древесины и применять ее в создании творческого изделия. Совершенствуются навыки работы с древесиной, лобзиком, чертежно-измерительным инструментом и клеем. Продолжается развитие навыка работы в команде.
Планируемые результаты освоения курса 2-го года обучения:
Личностные результаты
- сформированная мотивация к данному виду деятельности и стремление к самореализации в ней;
- развитие художественного вкуса;
- закрепление навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
Метапредметные результаты
- овладение основами культуры труда, правилами рациональной и безопасной организации рабочего места;
- понимание причин успеха/неуспеха своей деятельности и умение видеть пути исправления своих ошибок;
- сформированность умения давать оценку результатам своего труда;
- формирование компетентности в области использования компьютерных технологий;
Предметные результаты
- владение базовыми навыками работы резчика и столяра;
- знание истории и особенностей абрамцево-кудринского орнамента и владение приемами его выполнения;
- владение основами компьютерного проектирования и моделирования;
- владение алгоритмом последовательности запуска станка с ЧПУ;
умение читать и составлять графическую документацию.
Третий год обучения
Цель – развивать самостоятельность, желание совершенствоваться и реализовывать свою потребность в творчестве.
Задачи:
- совершенствовать навыки работы с инструментом резчика и столярные навыки;
- совершенствовать умения и навыки компьютерного моделирования;
- познакомить с особенностями выполнения растительного орнамента в изделиях из дерева;
- познакомить с технологией фотогравировки, ее особенностями и применением;
- обучить правилам работы со шлифовальной машинкой;
- совершенствовать умение читать и составлять графическую документацию;
- развивать стремление к самостоятельности и проявлению творческой индивидуальности при выполнении изделий.
Продолжается знакомство с более сложными техниками резьбы по дереву на основе изучения различных видов растительного орнамента и выполнения более сложных и трудоемких изделий. Осваивается технология фотогравировки (лазерной гравировки) на дереве. На данном этапе уделяется большее внимание самостоятельным творческим работам. Обучающиеся также выполняют самостоятельно все необходимые работы по компьютерному моделированию.
Планируемые результаты освоения курса 3-го года обучения:
Личностные результаты
- сформированная мотивация к производственно-техническим видам деятельности и стремление к самореализации в них;
- формирование творческой индивидуальности;
- уважение к человеку труда, понимание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества;
Метапредметные результаты
- сформированное стремление и способность организовывать свою трудовую деятельность на основе принципов современной культуры труда;
- готовность использовать приобретенные знания и умения для творческого решения технологических и художественно-конструкторских задач в повседневной жизни;
- формирование компетентности в области использования компьютерных технологий в производственной деятельности.
Предметные результаты
- уверенное владение базовыми навыками работы резчика и изученными технологиями;
- знание особенностей изготовления растительного орнамента и владение приемами его выполнения;
- представление о технологии фотогравировки и умение применять ее в своих изделиях;
- уверенное владение навыками компьютерного моделирования;
- уверенное владение алгоритмом последовательности запуска станка с ЧПУ.
Все шесть занятий включают в себя три этапа: подготовительный, основной, итоговый.
Задача подготовительного этапа - подготовка детей к работе на занятии. Решение задачи проявляется в контроле настроенного оборудования, предварительной подготовке электронных презентаций к занятиям, наличии необходимой мебели и оборудования. Важным компонентом является режим освещенности, готовность детей к занятиям. Например, занятие №4 было посвящено знакомству с электрическим ручным фрезером и фрезами для процесса фрезеровки. Необходимо было убедиться в исправности инструмента, обеспечить свободный доступ к демонстрационному столу для комфортного наглядного процесса, обеспечить наличие защитных очков для себя и обучающихся, а также специальной одежды.
Основной этап занятия является самым ёмким. В свою очередь, в зависимости от плана занятия, он может подразделятся на подэтапы: задача первого - обеспечение мотивации и принятия детьми цели учебно-познавательной деятельности. Мотивация может осуществляется через вступительную тематическую беседу педагога, а также через иные педагогические методы активизации внимания. Цель занятия может формулироваться как детьми совместно с педагогом, так и самостоятельно детьми.
Задача следующего подэтапа – обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения. Решается эта задача через подачу теоретического материала, ознакомление с новыми понятиями и терминами, освоение новых способов действий. Эффективное усвоение новых знаний и способов действий осуществляется через практическую деятельность, которая связана по тематике и смыслу с теоретическим материалом.
Задача этапа закрепления знаний и способов действий – обобщить и систематизировать знания, сформировать целостное представление знаний по теме. Задача решается через представление продукта труда как результата практической деятельности обучающихся.
Задача контрольного подэтапа – выявить качество и уровень овладения знаниями и их коррекция. Решение задачи осуществляется при контроле выполнения хода практической работы обучающегося по изготовлению изделия в практической части занятия.
Итоговый этап является завершающим в занятии. Задача этапа - дать анализ и оценку успешности достижения цели занятия обучающимися, мобилизировать обучающихся на самооценку, обеспечить понимание цели, содержания логики дальнейшего занятия.
Временной режим занятий осуществляется согласно СанПиН2.4.4.3172-14. Занятие по данной программе осуществляются в течение 90 минут с перерывом на 15 минут.
Для реализации данной программы был создан персональный сайт студии, режим доступа: mnogolikoe.ru.
Обучающиеся по программе, которые имеют желание углубить или расширить знания по изучаемой теме, могут ознакомиться с теоретическим материалом на сайте студии через сервис «Онлайн-помощник». Также для более презентационного характера с ознакомлением учебной темы, обучающиеся и его родители могут ознакомиться с информацией на сайте в разделе «Программа обучения».
Для закрепления и проверки усвоения знаний, обучающиеся могут пройти тест на выявление усвоения теоретических знаний в разделе «Онлайн-помощник», которые доступны 24/7.
К учебному процессу в студии привлекаются родители обучающихся и выступают в образовательном процессе как участники работы над проектом совместно со своим ребёнком, так и в качестве заказчиков в рамках сотворчества.
Важным элементом программы являются художественные смотры работ обучающихся. В конце каждой учебной темы обучающийся представляет на защиту свою творческую работу, защищает ее перед аудиторией, свою оценку получает в виде баллов за оригинальность работы, за отделку и через голосование.
Работы обучающихся публикуются в фотоальбоме на сайте студии для удобного ознакомления потенциальных участников студии, а также для анализа обучающихся студии своих работ.
Сайт студии mnogolikoe.ru находится в открытом доступе и способствует наиболее комфортной организации творческой деятельности детей через:
- доступность к информации о программе обучения детей (Программа обучения детей);
- доступность информации о мастер-классах, проводимых как для детей, так и для взрослых (мастер-классы);
- современный дизайн товаров декоративно-прикладного назначения в области обработки дерева (изделия ДПИ);
- связь обработки дерева с иными видами искусства (деревянные заготовки для творчества).
Деятельность студии представлена в социальных сетях: вконтакте, инстаграмм, фейсбук, одноклассники.
Представление своего опыта в форме изделий декоративно-прикладного значения осуществляется на выставках и конкурсах. Информация по данным мероприятиям публикуется в специальном разделе сайта «Выставки и конкурсы». Кроме положения о мероприятиях в данном разделе обязательно публикуются работы детей - участников выставок.
Работа с родителями осуществляется в форме индивидуальных бесед, родительских собраний. Мнения родителей оцениваются с помощью опросов на сайте студии, а также принимаются на электронную почту студии в свободной форме.
Для занятий разработаны презентации аналогов декоративно - прикладных изделий.
Исходя из вышесказанного следует, что для развития творческого воображения детей подросткового возраста была разработана дополнительная общеразвивающая программа, предусматривающая в своем содержании, обучение, организованное через творческую деятельность и основанное на занятиях, которые опираются вначале обучения на воссоздающее воображение и далее на творческое. В качестве учебного сопровождения для обучающихся разработан сайт студии, являющийся онлайн-помощником по освоению программы художественной обработки дерева.
2.3. Практическое применение разработанной программы
Проанализировав методическую действительность МАУ ДО ДДТ Октябрьского района и разработав дополнительную общеразвивающую программу «Многоликое дерево» сроком на 3 года обучения для подросткового возраста 10-17 лет, в период с 01.12.2018 по 18.05.2019 были получены результаты применения данной программы.
Для того чтобы увидеть развитие творческого воображения, был проведён анализ этапов создания продуктов творческой деятельности, на предмет наличия задействованных механизмов воображения.
Занятия включали в себя теоретическую и практическую часть. Общий принцип изготовления всех изделий сводился к определенным этапам: разработка эскиза, формирование шаблона изделия, отделочные работы, работы с электро-инструментом (приложение ТБ), процесс художественной обработки дерева (резьба, лазерная резка и гравировка, фрезерная обработка), защита своей творческой работы. В каждом этапе заложена творческая деятельность, результаты которой составляют суть анализа.
В качестве продукта творческой деятельности анализировалось декоративное панно в жанре анималистика. Разработка и реализация декоративного панно является практической частью темы «Композиция в художественных ремёслах», учебный блок «Резьба по дереву». Анализ продуктов творческой деятельности осуществлялся у 10 обучающихся.
Отмечалось наличие механизмов следующими критериями:
2 - присутствует полностью;
1 - присутствует частично;
0 - отсутствует.
Занятие №1.
Цель занятия: разработать эскиз декоративного панно в жанре анималистика.
На занятии обучающиеся в практической части занимались разработкой эскизов своего будущего панно. Для разработки эскиза на основе установленной тематики жанра «Анималистика», необходимо было отразить в своих работах такие составляющие как: образ животного, сюжет, составление композиции. Рекомендованное количество эскизов 3 шт. Анализ эскизов обучающихся показал, что при их зарисовке активизировались такие механизмы творческого воображения как:
- агглютинация проявлялась в становлении новых сочетаний образов животного, сюжета животного, в составлении композиции. Данный механизм активизирован у 9 обучающихся полностью, у 1 обучающегося присутствует частично;
- схематизация проявлялась в сглаживании различий и в поиске сходств с образом животного и окружающей обстановки героя панно; механизм схематизации задействован полностью у 10 обучающихся;
- механизм акцентировки был проявлен в акцентировании образа животного в композиции эскиза, и был задействован у 10 обучающихся.
Занятие №2.
Цель занятия: на основе разработанных эскизов, сформировать шаблон панно.
Практическая часть занятия была посвящена формированию шаблонного рисунка панно, на основе разработанных эскизов на первом занятии. Для формирования панно, необходимо определиться с наиболее подходящим эскизом выражающим идею автора. Далее, в установленные размеры шаблона перенести эскиз сохраняя при этом пропорциональность и масштабность. Анализ шаблонов панно обучающихся, показал, что в деятельности подростков были задействованы такие механизмы как:
- агглютинация проявилась в виде сочетания новых связей на которые повлияли иные размеры шаблона, механизм задействован у 10 обучающихся полностью;
- схематизация как сглаживание различий образов рисунка, отчетливо прослеживается у 7 обучающихся полностью, в виде незначительных упрощений образов по сравнению с первоначальным видом в эскизе. У 3 обучающихся данный механизм прослеживается частично;
- акцентировка как процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта прослеживается у 8 обучающихся полностью, проявляется в виде заострения контурных линий объектов композиции, у 2 обучающихся присутствует частично.
Занятие №3.
Цель занятия: на основе разработанного шаблона осуществить разметку рисунка панно на заготовке, выполнить отделку заготовки панно.
Достижение цели занятия, осуществляется через разметку рисунка на заготовке панно. После разметки необходимо было выполнить отделку заготовки. Выполнение отделки рекомендуется осуществлять методом тонирования заготовки морилкой. В результате на последующих занятиях будет осуществляться резьба, основанная на средстве композиции контраст. После тонирования заготовка покрывается лаком. В качестве составляющих выполнения отделки относятся цвет тонирующего состава (морилки), насыщенность тона, матовость лакирующего состава.
Механизмы творческого воображения, задействованные при работе:
- агглютинация как сочетание новых связей объекта присутствует на всех работах обучающихся, проявившаяся в виде неоднозначности выбора цвета тонирующего состава, а также лакового покрытия. У 9 обучающихся проявился данный механизм воображения полностью и частично у одного обучающегося в связи с тем, что он оставил естественный цвет древесины;
- схематизация как процесс сглаживания различий проявлен полностью у 10 обучающихся в виде образного общего фона сюжета композиции;
- акцентировка как процесс подчеркивания специфических черт объекта проявился у 9 обучающихся полностью и 1 обучающегося частично. Акцент произведён на фоне сюжета композиции через разную тональность насыщенности.
Занятие №4.
Цель занятия: осуществитьпрофильную фрезеровку рамки панно.
Заготовка панно в результате отделочных работ, подвергается фрезерной обработке по профилю. С профилированной рамочкой изделие воспринимается по иному, в связи с этим для рамочки обучающимися осуществляется выбор профиля, и выполняется фрезеровка. Ознакомив ребят с работами имеющими профильную рамочку выполненную ручным способом, некоторым обучающимся захотелось применить этот способ. На основе результатов работ видно следующие задействованные механизмы:
- агглютинация проявилась у всех 10 обучающихся в полном объеме, так как все заготовки в результате приобрели новый вид вместе с рамкой;
- схематизация присутствует частично у 10 обучающихся, выражается в осмыслении схем профильной фрезеровки;
- акцентировка проявилась у всех 10 обучающихся полностью, так как в результате фрезеровки, заготовка приобрела чёткие очертания формы панно.
Занятие №5.
Цель занятия: выполнить контурную резьбу на заготовке панно.
Выполнение художественной контурной резьбы на заготовке панно, осуществлялось резцом резчика по дереву. У каждого обучающегося свой индивидуальный рисунок, в качестве примерного образца выполненной резьбы присутствовала работа обучающегося «Белка на ветке». При выполнении резьбы активизировались следующие механизмы воображения:
- агглютинация проявилась у всех обучающихся полностью в связи с тем, что все работы обрели иной вид с выполненной резьбой;
- схематизация присутствует у всех обучающихся, так как резьба контурных линий сглаживает выполняет роль схематичной обрисовки образа;
- выполнение контурной резьбы основано на вырезании всего лишнего материала, результатом которой является контурная линия образа, чётко контрастирующая с окружающим фоном за счёт цвета или глубины резьбы. В связи с этим механизм акцентировки проявляется полностью у 10 обучающихся.
Занятие №6.
Цель занятия: представить свою творческую работу в художественном смотре.
Шестое занятие является заключительным по данной теме. На данном занятии обучающиеся защищают свой продукт творческой деятельности на художественном смотре. На пятом занятии им было задано домашнее задание, разместить своё изделие в жилом интерьере своего дома и защитить данное дизайнерское решение перед аудиторией обучающихся и педагогом.
- механизм агглютинации проявился у всех обучающихся, так как каждая работа приобрела в интерьере новый образ. Некоторые обучающиеся разместили свою работу на полке, большинство обучающихся повесили на стену как картину, один обучающийся сделал подарок близкому родственнику. Всем работам было определено место в интерьере, поэтому задействован механизм агглютинации;
- схематизация проявилась полностью у 4 обучающихся, они перед выбором места для панно выполняли эскизы и принесли их с собой на защиту. Аргументировано показывали наиболее удачное расположение панно в интерьере. 6 обучающихся не занимались эскизированием, но мысленно представляли различные варианты, поэтому у них механизм схематизации проявился частично;
- механизм акцентировки проявился у всех обучающихся полностью в связи с тем, что панно стало центром внимания в жилом интерьере у всех обучающихся.
Прирост в активизации механизмов воображения представлены в сравнительной таблице, которая базируется на теоретических знаниях о механизмах воображения по учебному пособию Маклакова А.Г. (Приложение 4).
Таким образом, в результате иного подхода к проектированию учебных занятий в объединении художественной обработки дерева в дополнительном образовании через деятельность, основанную на творческом воображении, мы видим, что в процессе занятий задействованы следующие механизмы воображения: агглютинация, схематизация, акцентировка. Анализ этапов показывает возможность развития творческого воображения.
Заключение
В данной работе было осуществлено исследование развития творческого воображения детей подросткового возраста в процессе художественной обработки дерева, и разработана дополнительная общеразвивающая программа имеющая цель способствовать развитию творческого воображения подростков. Структура выпускной квалификационной работы основывается на теоретическом обосновании проблемы творческого воображения, и практическом применении разработанной дополнительной общеразвивающей программы в студии художественной обработки дерева.
Во-первых, существенное влияние на формирование личности подростков оказывает бурно развивающееся в этот период воображение. В рассматриваемый период детская форма воображения начинает заменяться новой, таким образом, воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, дать подростку полет фантазии и творчества.
Во-вторых, в результате исследования процесса развития творческого воображения в студии художественной обработке дерева мы рассмотрели приёмы развития творческого воображения подростков в процессе художественной обработки дерева;
В-третьих, мы проанализировали методическую действительность МАУ ДО ДДТ Октябрьского района г. Екатеринбурга, и пришли к выводу что в содержательной части реализуемых программ большинство педагогов не практикуют занятия, влияющие на развитие творческого воображения.
В-четвёртых, мы выявили, что процесс формирования творческого воображения заключается в образовательном подходе, основанном на воссоздающем воображении, перетекающем в дальнейшем в творческое, и что этот подход реализуется в творческой деятельности.
В-пятых, обобщая полученные результаты и исходя из результатов исследования, мы спроектировали содержание дополнительной общеразвивающей программы «Многоликое дерево» и методического обеспечения к ней и применили на практике, поставленная нами проблема в введении выпускной квалификационной работы решается тем, что обучающиеся должны заниматься по программе предусматривающей развитие творческого воображения, что указывает на развитие творческой личности, определяющей главную идею концепции развития дополнительного образования. Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
Далее на основе выпускной квалификационной работы в программе будет расширен спектр изготавливаемых декоративно-прикладных изделий за счёт применения на занятиях заготовок разнообразного назначения, что ещё больше повысит заинтересованность не только обучающихся, но и их родителей в обучении по данной программе.
Список литературы
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psychological.slovaronline.com
- Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для СПО / Б.А. Сосновский, И.С. Бухарова. – М.: Юрайт, 2019. — 359 с.
- Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Е. Шапошникова. – М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
- 10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. — 429 с.
- 11. Домовая резьба [Текст]: Учебное пособие / И. Алексеев. – М.: Нива России, 2007. – 350 с.
- 12. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 592с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)
- 13. Мозаичные работы по дереву [Текст]: Учебное пособие / В.Д. Буланин. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 173 с.
- 14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. – 456с.
- 15. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для прикладного бакалавриата[Текст]: Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - М.: Юрайт, 2019. — 134 с.
- 16. Основы художественного ремесла [Текст]: Учебное пособие / В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов. – М.: Просвещение, 2000. – 145 с.
17. Период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.refdb.ru
- 18. Работа с деревом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sam-stroy.info
- 19. Развитие воображения в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.teenage.psypublica.ru
- 20. Развитие воображения у подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.studwood.ru
21. Резьба по дереву: уроки мастерства [Текст]: Учебное пособие / В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов. – М.: Культура и традиции, 2001. – 268 с.
22. Рибо, Т.А. Творческое воображение [Текст]: Учебное пособие — СПБ.: Книга по Требованию, 2013. - 328 с.
23. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе [Текст]: Учебное пособие для вузов. -М.: Юрайт, 2019. — 352 с.
- 24. Способы развития творческого воображения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.studwood.ru
- 25. Художественная резьба и мозаика по дереву [Текст]: Учебное пособие / И.П. Дымковский. - Минск: Элайла, 2010. – 320 с.
- 26. Художественная резьба по дереву кости и рогу [Текст]: Учебное пособие / А.А. Абросимова. – М.: Высшая школа, 1984. – 159 с.
- 27. Что такое воображение и как развить воображение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.happyworkshop.org
- 28. Чудеса из дерева [Текст]: Учебное пособие / И. Г. Демина. – Смоленск: Русич, 2011. – 176 с.