Товаров:
На сумму:

Ваша корзина пуста

Сайт педагога - Клименкова Андрея Петровича

Анонсы
02.12.2024 15:47

Приглашаем детей от 7 лет на волшебный мастер-класс по созданию щелкунчика-орехокола! Этот герой из сказки станет украшением вашего дома и настоящим помощником в раскалывании орехов. Участников ждёт программа для двух возрастных групп с разметкой, шлифовкой, монтажом и даже обработкой маслом (для 10+).

Мы уделяем особое внимание технике безопасности и проводим подробный инструктаж перед началом мастер-класа. Подарите ребёнку возможность почувствовать себя мастером и создать функциональный новогодний символ.
Ждём вас!

Новости
20 Декабря 2024

В нашей столярной мастерской перед новым блоком программы «Деревообработка 10+» традиционно проходит мастер-класс, на этот раз мы создавали арт-объект «Екатеринбург».

За два занятия обучающиеся создали уникальную деревянную картину с использованием смолы и современных технологий. Участники приклеивали слои с очертаниями города, шлифовали, заливали смолу, лакировали и монтировал крепления. Мастер-классы учат не только создавать изделия, но и показывают определённый срез накопленных знаний и навыков!

Приходите в нашу детскую мастерскую, чтобы погрузиться в мир творчества и ремесла.

Были у нас?
Поделитесь своей оценкой!
Стать спонсором студии деревообработки в 24-25 году!

Стать спонсором студии деревообработки в 24-25 году!

Различные направления поддержки

Оставить заявку на консультацию
Главная / Блог / Особенности развития творческого воображения подростков

Особенности развития творческого воображения подростков

11 Марта 2020

Согласно психологическому словарю «подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [7].

Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации. Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т.е. тоже полуфантастические).

По утверждению психолога Л.Ю. Субботиной, развитие воображения проходит две фазы, связанные с рассудочной деятельностью, где первый период развития охватывает первые 15 лет жизни человека, затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие, а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности. Затухание функции воображения с возрастом - отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и развиваться при соответствующей организации учебной деятельности [цит.20].

Наиболее перспективным для развития творческого воображения является школьный возраст. В этот период более активно развиваются все психические процессы, связанные с деятельностью воображения: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Выявлена ведущая роль творческой деятельности в формировании и развитии творческого воображения. В простых случаях творческого воображения происходит комбинирование однородных элементов («агглютинация» - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого, в сложных случаях - широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим в то время, когда повышается интеллектуальное развитие подростка, ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка».

Существует две линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.

Развитие воображения – процесс творческий, интересный и сложный. Как отмечено выше, образ и мысль – неразрывное целое, а само человеческое воображение связано с мышлением теснейшими узами. Следовательно, любое упражнение, направленное на развитие мышления, поможет и становлению воображения. Творческое же воображение подразумевает еще и воспитание самостоятельной личности, ибо предполагает создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов вещей, образов или признаков.
К наиболее общим рекомендациям специалистов по развитию воображения можно отнести:

  • накопление ярких образов путем вдумчивого общения с природой и фиксирования результатов наблюдений в словесной форме, в рисунках и поделках;
  • попытку воображаемых "путешествий" по местам, скрытым схематичным изображением линий на карте;
  • внимательное чтение книг с "погружением" в подробности описаний внешности героев, интерьеров и ландшафтов, с целенаправленным стремлением воссоздавать в воображении то, что описывают авторы;
  • формирование воображения в играх: ролевых, со словами, с фантастическими предлагаемыми обстоятельствами [20].
    Способов, как развивать воображение, довольно много:

1) Словесные игры.

  •  «Пантомима», «крокодил» или «придумывание загадок» также могут стать отличным времяпрепровождением. Здесь суть игры заключается в том, что нужно угадать объект по его описанию, показу или рисованию. То есть загадывающий должен представить себе основные характеристики объекта и донести их публике, а угадывающие на основе их представить этот объект.
  • «Ассоциации». Придумывая ассоциацию к определенному слову, человек представляет себе объект и воображает какую-то связь с другим объектом. Важным моментом является то, что иногда самые непонятные другим связи необходимо объяснять. Вот тут человек еще и описывает свой процесс воображения другим.
  • Построение фантастических гипотез или сочинение сказок также позитивно влияет на развитие образного мышления. В таких играх участники должны придумывать некие фантастические предположения и развивать их. Например, игроку задают вопрос: «Что было бы, если бы в твою дверь постучался медведь и попросил его побрить?», а он должен на него ответить. Самые нелепые и интересные предположения заставляют мозг думать не в обычном стандартном направлении, а формировать новые мысленные образы и связи.

2) Чтение схем и карт. Изучение реальных карт или схем «спрятанных пиратских сокровищ» позволят развить воображение подростков. Нужно попытаться «путешествовать» по карте, вспоминая или представляя те места, в которых в мысленном путешествии происходит остановка. Отличной идеей станет зарисовка небольшого наброска в очередном месте остановки и помещение его на карту.

3) Знания из геометрии. Заядлым «технарям», не склонным к гуманитарным заданиям типа сочинительства, тоже можно придумать разнообразные способы развития воображения. Это могут быть довольно сложные задания по соединению точек несколькими линиями, убиранию спичек, рисованию фигур без отрыва карандаша от бумаги. Еще одним интересным методом, как развить воображение, в том числе и для детей, является использование разверток геометрических тел. По развертке нужно определить, какая объемная фигура получится при ее свертывании, и, наоборот, по фигуре попробовать представить ее развертку.

4) Фиксирование окружающих событий. Богатый жизненный опыт и широкий кругозор считаются помощниками для развития воображения. Чем больше есть образов и мыслей у человека, тем лучше развито его воображение. Чтобы эффективно этим пользоваться, желательно фиксировать новые знания, полученный опыт, любые наблюдения. Можно вести подобие дневника, можно зарисовывать воспринятую информацию, можно рассказывать или фотографировать свои наблюдения. Так у обучающихся формируется огромная база самого разного образного материала, который может использоваться для воображения.

5) Искусство как средство развития воображения. Чтение художественных книг способствует развитию воображения. Обычно люди с детства не любят читать огромные куски текста описательного характера, будь то описание природы, характера героя или его внешности, места действия. А именно представление таких описаний считается одним из самых лучших способов, развивающих воображение. Просмотр кинофильмов не оставляет большого простора для воображения, но и кино можно использовать в развивающих целях. Например, можно остановить фильм на каком-то интересном моменте и представить, что будет дальше. Интересно получается, когда сюжет, возникший в голове у человека, намного интересней задумки режиссера. То же можно сказать и о картинах. Глядя на полотно очередного модного художника и не читая его название, можно попытаться представить, что же изобразил импрессионист или типичный современный художник в своей картине. Если картина реалистична, можно попробовать представлять, что было до ситуации, запечатленной на картине, а что после. Даже обычный просмотр фотографий в интернете или фотоальбоме друга может стать одним из способов, как развить воображение. Нужно представлять, какие люди на фотографиях в обычной жизни, сочинить им биографию, вообразить, какая профессия бы им подошла и т.д. [20].

Следовательно, можно сделать вывод, что развитие творческого воображения может осуществляться через занятия декоративно-прикладным искусством, так как процесс изготовления художественных изделий является творческой деятельностью, направленной на создание новых образов, а именно при этих условиях возможно развитие творческого воображения. Рассмотрим развитие творческого воображения подростков на примере детской студии по художественной обработке дерева.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Оставить заявку на консультацию
Яндекс.Метрика
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK