Различные направления поддержки
Сотворчество как основа мотивации для занятий техническим творчеством
Проект: «Сотворчество - как основа мотивации для занятий техническим творчеством .
Номинация Конкурса:
- проект дополнительного образования, реализуемый (краткосрочный).
Автор:
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Клименков Андрей Петрович
Екатеринбург,2015г.
Актуальность:
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей (далее - Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.
«Концепция развития дополнительного образования детей» 2014г
Цель проекта: развитие мотивации к труду, воспитание ребенка через трудовую деятельность в техническом творчестве.
1.Взаимодействие с организациями дошкольного обучения и воспитания.
В младшей детской среде формируются взгляды мнения суждения ,и нередко возникает потребность чего либо . Приглянулся ребенку кукольный домик ,возникла потребность иметь его в своем хозяйстве.
В качестве образовательной потребности ребенка выступает любой физический предмет, привлекший на себя внимание эстетическим восприятием и необычной конструкцией. Объектом изготовления является любое изделие , с ограничением по очевидной сложности изделия. Предметом изготовления может стать любая сувенирная работа, аксессуар интерьера ,игрушка, и просто декоративное украшение для дома.
2. Институт семьи - средство реализации социальных потребностей.
Ближайшим исполнителем этой потребности становится старший брат воспитанницы детского сада.
3. Педагог дополнительного образования – как главное звено в цепочке совместного творчества.
Родитель определяет творческую область изделия и решает обратиться по созданию и реализации к педагогу.
Моя педагогическая деятельность в ДДТ Октябрьского района представлена образовательным комплексом, состоящим из общеразвивающей программы дополнительного образования детей, которая является взаимосвязанной и взаимодополняемой. Комплексная система обучения обеспечивает целостность и системность педагогического процесса, позволяет изучить наиболее значимые направления технического творчества, пробудить устойчивую мотивацию у обучающихся к техническому творчеству.
Для аргументированного сопровождения процесса изготовления, выступает общеразвивающая программа «Деревянное ремесло» предусматривающая несколько образовательных блоков:
Ручная обработка древесины;
Компьютерное моделирование;
Фрезерная обработка с ЧПУ;
Лазерная обработка с ЧПУ.
Ручная обработка древесины предусматривает работу с деревом, обработку ручным инструментом, приспособлениями специальными средствами по отделке.
Компьютерное моделирование - ориентировано на создание модели необходимых деталей конструкции , для дальнейшего создания программного кода обработки на станок.
Фрезерная обработка с ЧПУ подразумевает обработку заготовок путем фрезерования материала до нужных формы и размера, в 3Д координатах.
Лазерная обработка с ЧПУ предусматривает лазерную резку ,гравировку векторных контуров.
В этапах проектирования и производства программа предусматривает работу по компьютерному моделированию. Данный блок имеет аналогичную структуру, также разработан для обучения детей 8-16 лет, и рассчитан на период реализации творческого проекта.
Направление данной блока заключается в изучении большого мира пользователя ПК, овладении навыками моделирования в программе Artkam, создании графических файлов в графическом редакторе Coreldraw, приобретении умений управлять станком с ЧПУ.
4.Совместное творчество Педагог , Родитель, Ребенок.
Педагог проводит анализ конструкции и сложности изготовления проектируемого изделия, определяет педагогическую тактику сочетающуюся с технологией изготовления изделия.
Образовательный комплекс строится на принципе удовлетворения образовательной потребности ребенка. Помощниками в творческом процессе изготовления заданной работы выступает руководитель творческого объединения, сам ребенок, и его родители.
Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие вашего ребенка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.
Когда следует начинать заниматься совместным творчеством?
Очень полезно, когда в созидательной деятельности задействованы дети разных возрастов (братишки и сестренки). В этом случае творчество является великолепной платформой для освоения таких понятий, как «взаимопомощь», «командный дух», «уважение к старшим» и «ответственность за младших».
Совместное творчество матери и ребенка восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет малышу выразить себя, ощутить свою значимость.
Получивший простор своей фантазии ребенок начинает мыслить креативно. При виде обычных предметов у него начинают возникать творческие ассоциации. Если мы видим в коробке из-под молока обычный мусор, который нужно выкинуть, то малыш видит в ней кукольный шкаф или автомобильный кузов.
Если ваш ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его фантазию в жизнь.
Весь творческий процесс сопровождается инструктажами и детальными обсуждениями, в результате чего у ребенка сложится комплексное впечатление, о каждом этапе создания проекта.
4.1.Изготовление изделия.
Этапы работы над созданием проекта.
а) Проблема. Каким образом воплотить желаемое в реальность.
Наводящие вопросы : Как построить алгоритм изготовления домика?
Какие выбрать материалы?
Какой плотностью материал должен обладать?
С чего начнем?
Обозначив проблему с педагогической позиции, ребенок начинает вникать в суть дела и предлагает свои варианты решения проблемных вопросов.
Выслушиваем:
Спрашиваем родителей,
Как вы считаете насколько прав ребенок указав те или иные варианты решений?
Сложив мнения ребенка и родителей высказываю свою точку зрения с корректирующими вопросами, и довожу до общего и правильного, на возражения и противоречия отвечаю аргументированной обоснованностью, переходим к практическим действиям.
Из всего выше обсуждаемого мы приступаем к составлению эскиза. На эскизе отражаем все стороны изделия, согласовываем размеры.
Опять же наводящие вопросы , по удобству размещения и будущей эксплуатации домика.
В конце первого этапа мы должны разработать эскиз и иметь точное представление о конечном виде будущего изделия.
Материал ,способы и средства финишной отделки.
б) Заготовка материала .
В связи с тем что профессиональные знания не могут быть знакомы ребенку не занимавшемуся этой деятельностью, провожу познавательную беседу , из которой он узнает основные способы деревообработки.
Для нашего изделия рекомендуется изготовить мебельные щиты, технология производства которых довольно обширная. Обсуждаем план действий , и обговариваем в какой последовательности и в каких ролях каждый участник будет принимать участие.
в) Отбор реек для щита.
Участвуют все, общая задача выбрать древесину с наименьшим количеством пороков.
Далее; Распил по размеру. Маме –как женщине поручаем более легкое задание, наносить размеры карандашом.
Отец и ребенок приступают к процессу отпиливания реек. Как педагог и мастер по деревообработке инструктирую о технике безопасности , подробно останавливаюсь на особо важных моментах. Ребенок под руководством своего родителя пробует свои силы, и уже копит первые результаты своей деятельности, далее совместно занимаемся склейкой щита в спецустройстве . После склейки щит необходимо строгать, теоретически ознакомив с этим процессом всех участников нашей команды ,эту задачу беру на себя, как наиболее подготовленный и допущенный к работе на станке специалист.
г) Разметка необходимых орнаментов и контуров.
После всех операций по подготовке заготовок для работы следует очередной этап посвященный нанесению необходимых контуров по эскизным шаблонам. Задаю ребенку вопрос ребенку :
Как нам узнать, по каким линиям необходимо пилить лобзиком ,чтобы из склееных щитов получить нужные нам декоративные детали общей конструкции?
Выслушываю мнение, и интересуюсь у родителей, что они на этот счет скажут? И опять аргументировано поясняю суть следующего действия и начинаем совместно заниматься этой задачей.
Изначально нужно обратиться к эскизу, и создать по нему шаблоны элементов общей конструкции.
Проецируем шаблоны на заготовку, доверяем эту задачу самому юному участнику проекта. Родители смотрят за соблюдением аккуратности и чистоты графической работы. В результате мы получаем размеченные детали на склеенных щитах, и следующий шаг это выпиливание лобзиком по контуру.
д) Обработка контуров, шлифование, декорирование.
Процесс выпиливания может осуществляться двумя основными методами
А.ручным лобзиком
Б.электролобзиком
Ручной лобзик удобен в том случае, когда толщина обрабатываемой детали является небольшой- 2,3 мм. В нашем изделии толщина детали 8 мм,практично использовать -электролобзик.
Ребенок по технике безопасности неможет быть допущен к работе из за малого возраста. Как педагог принимаю решение доверить эту задачу папе ребенка, он не только отлично справится с этой задачей но и на личном примере завоюет определенный авторитет у сына,и сложит представления о данной работе для восприятия ребенка.
е) Далее следует Выполнение резной части работы ,если требует эскиз и начальное задание.
ж) После основных работ по изготовлению конструкций пора заняться доработкой и подгонкой каждой детали . Рассматриваем совместно все детали ,и распределяем каждому по детале для осмотра и устранения всякого рода недочетов и неровностей. Шлифовка. Все трудятся и увлеченно занимаются процессом.
з) Первоначальная сборка конструкции, доводка и доработка при необходимости. На этом этапе у всех участников возникает интерес и любопытство от предвкушении результата работы . Важно чтоб завершающую часть работы взял на себя ребенок,а именно крайнюю деталь установил он!
и) Отделка. Заключительный этап работы. Покрываем лаком изделие. Участвуют все в этом процессе.
4.2. Профессиональное ориентирование детей в следствии совместного творчества в проекте.
- оператор ЧПУ;
- конструктор технических деталей;
- дизайнер мебели;
- столяр;
- резчик по дереву;
- программист;
- наладчик оборудования;
- метролог;
- инженер-технолог;
- маляр;
- инженер по охране труда;
- фрезеровщик.
4.3. Социализация .
Работа в коллективе.
Педагогическое наставничество для родителей и детей.
Изучение и соблюдение техники безопасности.
Дисциплина
Ситуация успеха
Самореализация
Личностное самоопределение