Тема №11 Плоскорельефная резьба
Теория
Контурная резьба. Плосковыемчатая резьба. Плоскорельефная резьба. Рельефная резьба. Барельефная резьба. Скульптурная резьба. Сквозная резьба.
Практика
Разработка проекта изделия. Заготовка материала для изделия. Разметка орнаментов, рисунка композиции, деталей конструкции изделия. Изготовление основной конструкции изделия. Процесс выполнения геометрической резьбы на изделии. Отделочные операции.
Базовое изделие по данной теме «Подставка для чашки».
План выполнения практической работы
Цель занятий: Изготовить плоскую подставку с композицией геометрического орнамента.
Задача развивающая - развитие навыков самостоятельной творческой работы, посредством выполнения творческих проектов.
Задача обучающая - обучать приёмам выполнения геометрической резьбы, на плоском изделии.
Задача воспитательная - воспитание таких личностных качеств как усидчивость, аккуратность, настойчивость при выполнении геометрической резьбы на изделии из дерева.
Этапы выполнения работы:
- Анализ проектируемого изделия. Определение и назначение подставки для посуды. Область применения подставок. Анализ вариантов существующих изделий.
- Разработка эскизного рисунка, отражающего общую концепцию будущего изделия в рабочей тетради, с разработкой композиции сюжета для геометрической резьбы.
- Разработка чертежа изделия, шаблона.
- Заготовка материала для изделия.
- Разметка необходимых деталей, декора, в определённой технологической последовательности.
- Процесс столярной обработки дерева, в результате которого будут изготовлены все детали изделия, планируемые по проекту.
- Выполнение геометрической резьбы.
- Выполнение отделочных работ.
Подставка для чайной чашки. Автор работы: Александр, 12 лет
Упражнение
В данной теме содержится тренировочное упражнение по знакомству и отработке навыков выполнения геометрической резьбы.
На заготовке 300мм*200мм*18мм, необходимо выполнить геометрическую резьбу простейших орнаментов.
- Размер заготовки не менее чем 200мм*200мм*18мм, порода дерева - липа.
- Новизна. Необходимо чтобы изделие имело черты оригинальности, которые могут проявляться в форме, в декоративных и художественных образах;
- Соответствие своим возрастным возможностям.
Критерии оценивания выполненной работы:
- Оригинальность;
- Композиция;
- Правильность геометрической формы изделия;
- Чёткость линий декоративных и художественных элементов;
- Отсутствие следов наждачной бумаги;
- Отсутствие пятен, вмятин, сколов;
- Качество тонирования морилкой;
- Качество покраски лаком, краской;
- Отсутствие следов разметки;
- Качество шлифовки изделия;
- Отсутствие следов клея;
- Зрительские симпатии (Выставка в студии).
Материалы применённые в представленной работе обучающегося Александра:
- Заготовка массива сосны, 250мм*250мм*18мм;
- Наждачная бумага для ручной шлифовки и для шлиф-машинки;
- Нож-резец для резьбы по дереву;
- Кисточка;
- Морилка;
- Лак акриловый по дереву.
В качестве практической работы по данной теме, можно реализовать следующие идеи:
Отзывы